Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УЗБЕ́КИ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 695-696

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Джумаев (устное творчество)

УЗБЕ́КИ (са­мо­на­зва­ние – уз­бек), 1) на­се­ле­ние Уз­бе­ки­ста­на; 2) тюр­коя­зыч­ный на­род, осн. на­се­ле­ние Уз­бе­ки­ста­на. Чис­лен­ность 24,9 млн. чел. (2014, офиц. оцен­ка). Жи­вут так­же на се­ве­ре Аф­га­ни­ста­на (2,3 млн. чел. – 2013, оцен­ка; в осн. в про­вин­ци­ях Фарь­яб, Джа­уз­джан, Са­ри-Пуль, Балх, Са­ман­ган, Кун­дуз, Баг­лан, се­вер пров. Та­хар), со­став­ля­ют вто­рую по чис­лен­но­сти эт­нич. общ­ность Тад­жи­ки­ста­на (926,3 тыс. чел. – 2010, пе­ре­пись; в осн. на се­ве­ре – се­вер Со­гдий­ской обл.), Кир­ги­зии (836,1 тыс. чел. – оцен­ка Нац. ста­ти­стич. к-та на 2014; гл. обр. на за­па­де – на скло­нах Фер­ган­ско­го хреб­та и гор Алай на се­вере Бат­кен­ской и Ош­ской об­лас­тей и на юге Джа­лал-Абад­ской обл.) и Турк­ме­нии (до 0,5 млн. чел.; в осн. на вос­то­ке – вос­ток Ле­бап­ско­го ве­лая­та, а так­же до­ли­на Амуда­рьи и её пра­вых при­то­ков в Ле­бап­ском ве­лая­те и на вос­то­ке Да­шо­гуз­ско­го ве­лая­та), тре­тью по чис­лен­но­сти общ­ность – в Ка­зах­ста­не (548,8 тыс. чел., из них 480 тыс. чел. в Южно-Ка­зах­стан­ской обл. – 2016, офиц. дан­ные). В Рос­сии на­счи­ты­ва­ет­ся 1,8 млн. У., из них 1,4 млн. муж­чин (дан­ные МВД на 2016); по переписи 2010 – 290 тыс. чел. Го­во­рят на уз­бек­ском язы­ке. Му­суль­ма­не-сун­ни­ты.

У. сло­жи­лись на ос­но­ве сме­ше­ния зем­ле­дельч. ира­ноя­зыч­но­го на­се­ле­ния Ср. Азии с при­шлы­ми тюр­коя­зыч­ны­ми ко­чев­ни­ка­ми-ско­то­во­да­ми; с 13 в. в их сос­тав вли­ва­лись монг. пле­ме­на. Со­храни­лось де­ле­ние на пле­ме­на и су­бэт­нич. груп­пы, вос­хо­дя­щие к пле­ме­нам Дешт-и-Кип­ча­ка и Ча­га­тай­ско­го улу­са: сар­ты (осед­лые груп­пы – ве­ро­ят­но, по­том­ки до­тюрк­ско­го на­се­ле­ния), кар­лу­ки, канг­лы, кип­ча­ки, кыр­ки, джа­ла­ир, бар­ла­сы, мин­ги, кон­гра­ты и др. В кон. 15 – 16 вв. У. (наи­ме­но­ва­ние вос­хо­дит к тюрк. лич­но­му име­ни – см., напр., Уз­бек) на­зы­ва­ли пле­ме­на, объ­е­ди­нён­ные под вла­стью Шей­ба­ни­дов.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для на­ро­дов Ср. Азии. Тра­диц. за­ня­тия – зем­ле­де­лие (в гор­ной и пред­гор­ной зо­не – бо­гар­ное, в реч­ных до­ли­нах и оа­зи­сах – по­лив­ное: рис, пше­ни­ца, яч­мень, про­со, ви­но­град, бах­че­вые и са­до­вые куль­ту­ры, хлоп­чат­ник, джут, ке­наф, та­бак), шел­ко­вод­ст­во (осо­бен­но в Фер­ган­ской до­ли­не), в гор­но-пред­гор­ной и пус­тын­но-степ­ной зо­нах – ско­то­вод­ство (ов­цы, в т. ч. ка­ра­куль­ской по­ро­ды и гис­сар­ской по­ро­ды, ко­зы, ло­ша­ди, в т. ч. ка­ра­ба­ир­ской и ло­кай­ской по­род, верб­лю­ды). Раз­ви­ты об­ра­бот­ка ме­ди, брон­зы, се­реб­ра, юве­лир­ное де­ло (иск-во фи­ли­гра­ни в Бу­ха­ре, чер­ни – в Ко­канде и др.), про­из-во по­лив­ной ке­ра­ми­ки (с си­не-зе­лё­ным узо­ром – в г. Риш­тан Фер­ган­ской обл.; с си­не-го­лу­бым – в Хо­рез­ме; с ко­рич­не­во-зе­лё­ным на кре­мо­вом фо­не – в г. Ги­ж­ду­ван, Бу­хар­ской обл.), тка­ней (на­бив­ные хлоп­ча­то­бу­маж­ные – чит­гар­лик; с яр­ки­ми по­ло­са­ми на тём­но-си­нем ут­ке́ – ала­ча; крас­но-си­ние по­ло­сы на бе­лом ут­ке – ка­ла­ми; шёл­ко­вые ат­ла­сы и по­лу­про­зрач­ные пла­т­ки – кал­гай – в Фер­ган­ской до­ли­не; по­лу­шёл­ко­вые по­ло­са­тые – бе­ка­саб и с аб­ро­вым узо­ром – ад­рас, см. в ст. Икат; глад­кий и раз­но­цвет­ный бар­хат – в Бу­ха­ре и Са­мар­кан­де), ков­ров и др.; ре­мес­лен­ни­ки объ­е­ди­ня­лись в це­ха, ка­ж­дый вид про­из-ва имел сво­его ле­ген­дар­но­го по­кро­ви­те­ля (пир). Сель­ские по­се­ле­ния (киш­лок) объ­е­ди­ня­лись в об­щи­ны, управ­ляе­мые ста­рос­та­ми (амин), и во­лос­ти во гла­ве с мин­гбо­ши. Круп­ные киш­ла­ки и го­ро­да де­лят­ся на са­мо­управ­ляе­мые квар­та­лы (ма­хал­ла, гу­зар), с ме­че­тью в цен­тре, об­не­сён­ные глу­хи­ми сте­на­ми и за­пи­рав­шие­ся на ночь. Жи­ли­ще гли­но­бит­ное. Усадь­ба име­ла за­мкну­тый план, де­ли­лась на внеш­нюю – муж­скую (таш­ка­ри), с па­рад­ной ком­на­той (мех­мон-хо­на), и внут­рен­нюю – жен­скую (ич­ка­ри), по­ло­ви­ны. Пе­ред жи­лой ком­на­той (уй) рас­по­ла­га­лись при­хо­жая (дах­лиз) и кры­тая тер­ра­са (ай­вон) или плат­фор­ма (су­па). Дом обог­ре­вал­ся сан­да­лом. У ко­чев­ни­ков до 20 в. бы­то­ва­ла юр­та.

Узбекские тюбетейки 1940–80-х гг.: 1 – чуст дуппи – Чуст (Наманганская область) и Маргилан (Ферганская область) с белым вышитым мотивом в форме стручка на чёрном фоне; 2 – гила... Музей прикладного искусства Узбекистана

Оде­ж­да – ту­ни­ко­об­раз­ные ру­ба­ха (куй­нек; у де­ву­шек и у муж­чин в Хо­рез­ме, Бу­ха­ре, Таш­кен­те, до­ли­нах Зе­рав­ша­на, Каш­ка­да­рьи, Сур­хан­да­рьи – с го­ри­зон­таль­ным, у жен­щин и у муж­чин в Фер­ган­ской до­ли­не – с вер­ти­каль­ным раз­ре­зом до поя­са) и пра­во­за­паш­ной ха­лат (муж­ские: лет­ний – ях­так, зим­ний стё­га­ный – ча­пан; жен­ский со склад­ка­ми под ру­ка­вом – мур­сак), шта­ны с ши­ро­ким ша­гом (иш­тон). Муж­ской и де­ви­чий го­лов­ной убор – ша­поч­ка-тю­бе­тей­ка (туп­пи, дуп­пи), по­верх ко­то­рой при вы­хо­де на ули­цу муж­чи­ны на­де­ва­ли чал­му, в Хо­рез­ме – ме­хо­вую шап­ку (чу­гур­ма); жен­ский – вы­со­кая шап­ка (кул­та, кий­гич) или чал­ма, по­вя­зан­ная по­верх плот­но об­ле­гаю­ще­го ли­цо и пле­чи ка­пю­шо­на (ля­чак), свер­ху – по­кры­ва­ло (чор­чи) или ха­лат-на­кид­ка (па­ранд­жа, же­где); чал­му тра­ди­ци­он­но но­си­ли по­сле ро­ж­де­ния пер­во­го ре­бён­ка или вну­ка. Тра­диц. пи­ща – хлеб (нон), вы­пе­кае­мый в тан­ды­ре, ква­ше­ное мо­ло­ко (ка­тик), мел­кие (чуч­ва­ра) или круп­ные (ман­ти) пель­ме­ни, пи­рож­ки (сом­са), плов (па­лов). Из празд­ни­ков вы­де­ля­ет­ся ве­сен­ний Но­вый год – Но­уруз (Нав­руз).

Уст­ное твор­че­ст­во вклю­ча­ет проф. му­зы­ку, нар. му­зы­ку и твор­че­ст­во ба­ста­ко­ров (нац. ком­по­зи­то­ров, со­чи­няю­щих в рам­ках тра­ди­ции). Вся тра­диц. му­зы­ка мо­но­дий­на; в со­от­вет­ст­вии с ареа­ла­ми раз­ли­ча­ют­ся 4 осн. сти­ля: фер­га­но-таш­кент­ский, сур­хан­дарь­ин­ско-каш­ка­дарь­ин­ский, бу­хар­ско-са­мар­канд­ский и хо­резм­ский. Уст­но-проф. му­зы­ка пред­став­ле­на ма­ко­мом, жан­ром кат­та-ашу­ла (букв. – боль­шая пес­ня; фер­га­но-таш­кент­ский ре­ги­он) и ин­ст­ру­мен­таль­ны­ми пье­са­ми (час­то ор­га­ни­зо­ва­ны в цик­лы, по ком­по­зиц. прин­ци­пам близ­кие ма­кому). В трёх по­след­них из пе­ре­чис­лен­ных ареа­лов со­хра­ня­ют­ся ва­ри­ан­ты эпич. ска­за­ний «Ал­па­миш», «Аваз­хон», «Ошик Га­риб» и др. В ин­ст­ру­мен­таль­ном, пе­сен­ном и тан­це­валь­ном иск-ве су­ще­ст­ву­ет ген­дер­ная спе­ци­фи­ка, жен­щи­ны объ­е­ди­ня­ют­ся в груп­пы со­зан­да, хал­фа, ял­ла­чи (со­от­вет­ст­вен­но бу­хар­ско-са­мар­канд­ский, хо­резм­ский и фер­га­но-таш­кент­ский ареа­лы). Нар. пес­ни: се­мей­но-об­ря­до­вые – свя­зан­ные со свадь­бой и ро­ж­де­ни­ем ре­бён­ка (ёр-ёр, ке­лин са­лом, туй­лар му­бо­рак и др.), по­хо­ро­на­ми (садр); тру­до­вые (май­да, ёзи и др.); при­уро­чен­ные к Нав­ру­зу и др. празд­ни­кам (Ру­за хай­ит, Кур­бан хай­ит, Мав­луд и др.). В бы­ту рас­про­стра­не­ны пе­сен­но-ин­ст­ру­мен­таль­ные жан­ры ашу­ла, ял­ла, ко­шик, тер­ма, ла­пар, му­хам­мас и др. Муз. ин­ст­ру­мен­ты: тан­бур, са­то (смыч­ко­вый), тар, ду­тар, гид­жак, дом­бра, каш­гар­ский ру­баб, чанг, най, сур­най, кар­най (на­ту­раль­ная тру­ба), кош­най (пар­ный ду­хо­вой языч­ко­вый), на­го­ра (на­га­ра – пар­ные ли­тав­ры), дой­ра (дай­ра), са­фа­иль (шу­мо­вой) и др. По­пу­ля­рен ан­самбль, иг­раю­щий на от­кры­том воз­ду­хе: 2–3 кар­ная, сур­най, на­го­ра, ино­гда так­же дой­ра.

Лит.: На­ро­ды Сред­ней Азии и Ка­зах­ста­на. М., 1962. Т. 1; Ка­ро­ма­тов Ф. Му­зы­каль­ное на­сле­дие уз­бек­ско­го на­ро­да // Му­зы­каль­ная куль­ту­ра Уз­бек­ской ССР. Сб. ст. М., 1981; Ка­ра­мат­ли Ф. М., Аб­дул­ла­ев Р. С. Му­зы­каль­ная куль­ту­ра // Уз­бе­ки. М., 2011.

Вернуться к началу