Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТЕОГО́НИЯ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 39

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ф. Лосев

ТЕОГО́НИЯ (греч. ϑεογονία, от ϑεός – бог и γονή – про­ис­хо­ж­де­ние), со­во­куп­ность ми­фов, трак­тую­щих о про­ис­хо­ж­де­нии бо­гов. Ис­клю­чит. зна­че­ние изу­че­ния др.-греч. Т. для по­ни­ма­ния ан­тич­ной фи­ло­со­фии обу­слов­ли­ва­ет­ся тем, что ра­цио­на­ли­зи­ро­ван­ная пе­ре­ра­бот­ка тео­го­нич. пред­став­ле­ний ле­жит в ос­но­ве всех ан­тич­ных фи­лос. уче­ний о пер­во­на­ча­ле. В со­дер­жа­нии Т. у пер­во­го её сис­те­ма­ти­за­то­ра – Ге­сио­да – от­ра­зи­лись древ­ней­шие пред­став­ле­ния пе­рио­да мат­ри­ар­ха­та: Гея – Зем­ля как ло­но все­го су­ще­го, су­ще­ст­вую­щая в ми­ро­вом про­стран­ст­ве, Хао­се, и объ­ем­ле­мая ми­ро­вым во­ж­де­ле­ни­ем – Эро­сом (см. Эрот), ро­ж­даю­щая из се­бя Ура­на – не­бо, с ко­то­рым она за­тем всту­па­ет в брак. Пер­вое по­том­ст­во, ро­ж­дён­ное Ге­ей и Ура­ном, – Ти­та­ны, Кик­ло­пы и Сто­ру­кие, яв­ля­ют­ся от­ра­же­ни­ем и обоб­ще­ни­ем страш­ных сти­хий­ных сил при­ро­ды. Нис­про­вер­же­ние Ура­на од­ним из его сы­но­вей – Кро­но­сом, а за­тем нис­про­вер­же­ние Кро­но­са Зев­сом сви­де­тель­ст­ву­ют о про­грес­си­рую­щей борь­бе со сти­хий­ны­ми си­ла­ми и рас­ту­щем тор­же­ст­ве ра­зу­ма и во­ли. Олим­пий­ский пе­ри­од греч. ми­фо­ло­гии от­ра­жа­ет уже зна­чит. по­бе­ду че­ло­ве­ка над при­ро­дой, пе­ре­ход к по­лис­но­му строе­нию жиз­ни. В даль­ней­шем Т. по­сте­пен­но ра­цио­на­ли­зи­ру­ет­ся. В до­со­кра­тов­ской фи­ло­со­фии тео­го­нич. пред­став­ле­ния по­ни­ма­лись как ал­ле­го­рии тех или иных сил при­ро­ды и об­ще­ст­ва. Ра­цио­на­ли­за­ция Т. ха­рак­тер­на для Пла­то­на («По­ли­ти­ка», «Ти­мей») и, в эпо­ху эл­ли­низ­ма, осо­бен­но для не­оп­ла­то­низ­ма, пред­при­няв­ше­го гран­ди­оз­ную по­пыт­ку ло­ги­че­ски пе­ре­ос­мыс­лить древ­нюю Т. в ви­де диа­лек­ти­че­ски раз­ви­той и стро­го про­ду­ман­ной сис­те­мы ка­те­го­рий.

Лит.: Philippson P. Genealogie als mythische Form. Osloae, 1936; Staudacher W. Die Tren­nung von Himmel und Erde. Tüb., 1942; Welt­schöpfung // Paulys Realencyclopädie der clas­sischen Altertumswissenschaft. Neue Bear­beitung. Stuttg., 1962. Supplementband 9; Ausführliches Lexikon der griechischen und römischen My­thologie / Hrsg. von W. H. Röscher. 2. Aufl. Hilde­sheim, 1965. Bd 5; Ло­сев А. Ф. Тео­го­ния и кос­мо­го­ния // Ло­сев А. Ф. Ми­фо­ло­гия гре­ков и рим­лян. М., 1996; Stoddard K. The narrative voice in the Theogony of Hesiod. Leiden, 2004.

Вернуться к началу