Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

СТЕНДА́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 222-223

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Н. Т. Пахсарьян

СТЕНДА́ЛЬ (Stendhal) (псевд.; наст. имя и фам. Ма­ри Ан­ри Бейль, Beyle) (23.1.1783, Гре­нобль – 23.3.1842, Па­риж), франц. пи­са­тель. Ро­дил­ся в се­мье ад­вока­та, в 7 лет по­те­рял мать; вос­пи­ты­вал­ся в до­ме де­да. В 1799 пе­ре­ехал в Па­риж; в 1800 по­сту­пил на во­ен. служ­бу и вско­ре при­нял уча­стие в итал. по­хо­де На­по­ле­о­на Бо­на­пар­та. Вер­нув­шись в 1802 в Па­риж, по­дал в от­став­ку; за­нял­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. В 1806–14 вновь на во­ен. служ­бе; со­про­во­ж­дал в ка­че­ст­ве ин­тен­дан­та ар­мию На­по­ле­о­на в Гер­ма­нию, Ав­ст­рию, Поль­шу и Рос­сию, где стал сви­де­те­лем Бо­ро­дин­ско­го сра­же­ния 1812 и по­жа­ра Мо­ск­вы. По­сле па­де­ния На­по­ле­о­на и ус­та­нов­ле­ния ре­жи­ма Рес­тав­ра­ции С. уе­хал в Ита­лию, с авг. 1814 обос­но­вал­ся в Ми­ла­не, где сбли­зил­ся с кар­бо­на­рия­ми, встре­чал­ся с Дж. Бай­ро­ном, пуб­ли­ко­вал­ся в жур­на­ле итал. ро­ман­ти­ков «Il Conciliatore». В 1821 вер­нул­ся во Фран­цию. По­сле Июль­ской ре­во­лю­ции 1830 на­зна­чен кон­су­лом в Три­ест, в 1831 – в г. Чи­ви­та­век­кья, где слу­жил до кон­ца жиз­ни (ино­гда по­се­щал Фран­цию).

Де­бю­ти­ро­вал в пе­ча­ти кни­га­ми по ис­кус­ст­ву: «Жизнь Гайд­на, Мо­цар­та и Ме­та­ста­зио» («Vies de Haydn, de Mozart et de Métastase», 1817), «Ис­то­рия жи­во­пи­си в Ита­лии» («Histoire de la peinture en Italie», vol. 1–2, 1817); в очер­ке «Рим, Неа­поль и Фло­рен­ция» («Rome, Naples et Florence», 1817) впер­вые ис­поль­зо­вал псев­до­ним [об­ра­зо­ван от назв. г. Стен­даль в Прус­сии (ма­лой ро­ди­ны ку­ми­ра С. – И. И. Вин­кель­ма­на), ны­не в фе­де­раль­ной зем­ле Сак­со­ния-Ан­хальт, ФРГ]. В Ми­ла­не на­чал пи­сать трак­тат «О люб­ви» («De l’amour», 1822, эк­ра­ни­за­ция Ж. Оре­ля, 1964) – пси­хо­ло­гич. ана­лиз за­ро­ж­де­ния и раз­ви­тия («кри­стал­ли­за­ции») лю­бов­но­го пе­ре­жи­ва­ния в че­ло­ве­че­ской ду­ше, а так­же ис­сле­до­ва­ние про­яв­ле­ний чув­ст­ва в разл. куль­ту­рах. В сер. 1820-х гг., в пе­ри­од т. н. бит­вы за ро­ман­тизм, ак­тив­но вклю­чил­ся в лит. по­ле­ми­ку. В трак­та­те-пам­фле­те «Ра­син и Шек­спир» («Racine et Shakespeare», 1823) С., по­ни­мая под ро­ман­тиз­мом (или «ро­ман­ти­циз­мом») тип ис­кус­ст­ва, от­стаи­ваю­щий но­ва­тор­ские творч. прин­ци­пы и уст­рем­лён­ный к ак­ту­аль­ным про­бле­мам со­вре­мен­но­сти, вы­сту­пил как по­чи­та­тель У. Шек­спи­ра и про­тив­ник кос­ных догм клас­си­циз­ма (в т. ч. трёх единств тео­рии), апо­ло­ге­том ко­то­рых был для не­го Ж. Ра­син. В ст. «Валь­тер Скотт и Прин­цес­са Клев­ская» («Walter Scott et la Princesse de Clèves», 1830) от­дал пред­поч­те­ние ана­ли­тич. пси­хо­ло­гиз­му ро­ма­на М. М. де Ла­фай­ет пе­ред под­роб­ны­ми опи­са­ния­ми бы­та и при­ро­ды в ро­ма­нах В. Скот­та.

В пер­вом ху­дож. про­из­ве­де­нии С. – ро­ма­не «Ар­манс» («Armance», 1827, совм. с П. Ме­ри­ме) спле­лись лич­ные впе­чат­ле­ния (лю­бов­ные пе­ре­жи­ва­ния, рус. те­ма) и опыт ро­ман­тич. лит-ры (гл. ге­рой-меч­та­тель по­ры­ва­ет со све­том и, по­доб­но Бай­ро­ну, уез­жа­ет сра­жать­ся за сво­бо­ду Гре­ции). Ро­ман стал сви­де­тель­ст­вом ста­нов­ле­ния соб­ст­вен­ной ху­дож. ма­не­ры С., в ос­но­ве ко­то­рой – де­таль­ный пси­хо­ло­гич. ана­лиз по­ве­дения ге­ро­ев и при­сталь­ное вни­ма­ние к об­ществ. жиз­ни опи­сы­вае­мой эпо­хи. Со­чув­ст­ви­ем к кар­бо­на­ри­ям про­ни­за­на но­вел­ла С. «Ва­ни­на Ва­ни­ни» («Vanina Va­nini», 1829, эк­ра­ни­за­ция Р. Рос­сел­ли­ни, 1961; ба­лет Н. Н. Ка­рет­ни­ко­ва, 1962), вос­соз­даю­щая «италь­ян­ский ха­рак­тер» с его не­обуз­дан­но­стью стра­стей.

Ше­девр С. – со­ци­аль­но-пси­хо­ло­гич. ро­ман «Крас­ное и чёр­ное» («Le Rouge et le Noir», 1831; сокр. рус. пер. А. Н. Пле­щее­ва, 1874; пол­ный рус. пер. 1893; не­од­но­крат­ные эк­ра­ни­за­ции, в т. ч. М. Бон­на­ра, 1920, С. А. Ге­ра­си­мо­ва, 1977), вдох­нов­лён­ный ис­то­ри­ей, по­черп­ну­той из уго­лов­ной хро­ни­ки, по­ве­ст­ву­ет о по­ко­ле­нии, «опо­здав­шем ро­дить­ся»: мо­ло­дой, спо­соб­ный и чес­то­лю­би­вый Жюль­ен Со­рель, вы­шед­ший из со­ци­аль­ных ни­зов и оча­ро­ван­ный «на­по­ле­о­нов­ской ле­ген­дой», по­ги­ба­ет, от­ка­зы­ва­ясь от со­ци­аль­но­го вос­хо­ж­де­ния и пре­ус­пея­ния, ко­то­рые в ус­ло­ви­ях Рес­тав­ра­ции мож­но об­рес­ти лишь це­ной от­ка­за от ис­крен­ней люб­ви и ис­крен­но­сти во­об­ще. Ро­ман вос­соз­да­ёт ши­ро­кую па­но­ра­му жиз­ни франц. об­ще­ст­ва на­ка­ну­не Июль­ской ре­во­лю­ции 1830; от­ме­чен­ный хо­лод­но-от­стра­нён­ным ла­ко­нич­ным сти­лем и глу­бо­ким пси­хо­ло­гиз­мом, он стал яр­ким про­яв­ле­ни­ем реа­ли­стич. ме­то­да Стен­да­ля.

Во 2-й пол. 1830-х гг. С. об­ра­тил­ся к ав­то­био­гра­фич. со­чи­не­ни­ям: «Вос­по­ми­на­ния эгои­ста» («Souvenirs d’égo­tisme», 1832), «Жизнь Ан­ри Брю­ла­ра» («Vie de Henry Brulard», 1835–36, изд. в 1890), «За­пис­ки ту­ри­ста» («Mémoires d’un touriste», vol. 1–2, 1838). Сю­же­ты из итал. ру­ко­пи­сей 16–17 вв., с ко­то­ры­ми он имел воз­мож­ность оз­на­ко­мить­ся изу­чая ар­хи­вы Пап­ской об­лас­ти, лег­ли в ос­но­ву но­велл «Чен­чи» («Les Cenci», 1837), «Вит­то­рия Ак­ко­рам­бо­ни» («Vittoria Accoramboni», 1837), «Аб­ба­ти­са из Ка­ст­ро» («L’Abbesse de Castro», 1839) и др.; на­чи­ная с 1855 но­вел­лы С. на итал. сю­же­ты из­да­ва­лись в ви­де сб. «Италь­ян­ские хро­ни­ки» («Chroniques italiennes»). Итал. те­ма про­дол­же­на и в аван­тюр­но-пси­хо­ло­гич. ро­ма­не «Парм­ская оби­тель» («La chartreuse de Parme», 1839; рус. пер. под назв. «Парм­ская шар­трё­за», 1878; эк­ра­ни­за­ция Кри­сти­ан-Жа­ка, 1947), в цен­тре ко­то­ро­го тра­гич. жиз­нен­ная ис­то­рия ари­сто­кра­та, пре­дан­но­го по­клон­ни­ка На­по­ле­о­на. Ро­ма­ны С. о Фран­ции эпо­хи Июль­ской мо­нар­хии «Люсь­ен Ле­вен» («Lucien Leuwen», созд. в 1833–36, изд. в 1855) и «Ламь­ель» («Lamiel», изд. в 1889) не бы­ли за­кон­че­ны. Из­вест­но­стью поль­зо­вал­ся вы­пу­щен­ный С. пу­те­во­ди­тель «Про­гул­ки по Ри­му» («Promenades dans Rome», vol. 1–2, 1829).

С. был вос­при­нят со­вре­мен­ни­ка­ми пре­им. как ав­тор по­пу­ляр­ных ис­кус­ст­во­ведч. ра­бот. Од­ним из пер­вых вос­тор­жен­но вы­ска­зал­ся о нём как о пи­са­те­ле в «Этю­де о Бей­ле» О. де Баль­зак (1840); твор­че­ст­во С. це­ни­ли Ме­риме и И. В. Гёте. Чи­та­тель­ский ин­терес к С. в Ев­ро­пе уси­лил­ся лишь в 1870-е гг. В Рос­сии про­за С. пе­ре­во­ди­лась с 1820-х гг.; один из пер­вых рус. пе­ре­во­дов – ста­тья С. о твор­че­ст­ве Дж. Рос­си­ни («Сын Оте­че­ст­ва», 1822, ч. 79, № 30–31), ко­то­рую вы­со­ко це­ни­ли А. С. Пуш­кин и Ф. М. Дос­то­ев­ский; Л. Н. Тол­стой пи­сал, что ба­таль­ные сце­ны ро­ма­на «Вой­на и мир» соз­да­ны под влия­ни­ем «Парм­ской оби­те­ли».

Соч.: Собр. соч.: В 18 т. М., 1993; Œuvres romanesques complètes. P., 2005–.

Лит.: Реи­зов Б. Г. Стен­даль: Фи­ло­со­фия ис­то­рии, по­ли­ти­ка, эс­те­ти­ка. Л., 1974; он же. Стен­даль: Ху­до­же­ст­вен­ное твор­че­ст­во. Л., 1978; Boll-Johansen H. Stendhal et le roman: essai sur la structure du roman stendhalien. Gen., 1979; Crouzet M. Stendhal, ou Monsieur moi-même. P., 1990; Lacouture J. Stendhal, le bonheur vagabond. P., 2004; Fillipetti S. Sten­dhal. P., 2009; Berthier Ph. Stendhal, vivre, écrire, aimer. P., 2010; Ко­чет­ко­ва Т. В. Стен­даль: Биб­лио­гра­фия рус­ских пе­ре­во­дов и кри­ти­че­ской ли­те­ра­ту­ры на рус­ском язы­ке, 1822–1960. М., 1961; Bibliographie sten­dha­lienne générale. Moncalieri, 1999–2007. Vol. 1–8.

Вернуться к началу