Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУДРЯШО́В ОЛЕГ АЛЕКСАНДРОВИЧ

Авторы: К. В. Дудаков-Кашуро

КУДРЯШО́В Олег Александрович (р. 26.1.1932, Москва), российский и британский график, живописец, скульптор, мультипликатор, автор объектов, перформансов. Учился в Москве в художественных школах (1949–51) и на курсах мультипликаторов при киностудии «Союзмультфильм» (1956–58). В конце 1950-х гг. создавал остросилуэтные, с элементами иронии жанровые сценки, пейзажи, иллюстрации («Шахты»; к роману «Жерминаль» Э. Золя, роману «История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина и др.), выполненные в техниках офорта, линогравюры, ксилографии. С 1958 изредка участвовал в выставках неофициального искусства, но оставался вне круга художников-нонконформистов. В конце 1960-х гг. всецело занялся гравюрой в технике сухой иглы. Не найдя возможности работать художником-иллюстратором в СССР, в 1974 эмигрировал в Великобританию, жил в Лондоне (в 1985 получил британское гражданство). Перед эмиграцией сжёг около 6000 своих не разрешённых к вывозу работ, поэтому ранние произведения К. почти не сохранились. С 1978 создавал самобытный синтез графики, монументального искусства и скульптуры на базе своих более ранних опытов (1957) с объёмно-пространственной графикой  беспредметные рельефы и скульптуры. Выполненные из жести, бумаги или картона («Конструкция №1815», 1989, ГМИИ), иногда в сочетании этих материалов, они, подобно обычной графике К., раскрашивались. Графические листы К. часто брошюровал в «книги», впоследствии на их основе он разработал жанр книжной анимации, названный им «мультипликат». Также создал несколько цветных абстрактных скульптур из стали. Наряду с рельефами, наибольшую известность получили его абстрактные и фигуративные графические работы (чаще всего названные просто «доска» с указанием номера), в которых спонтанность и экспрессивность уравновешены самобытным подходом к материалу и технической проработанностью: особенностью авторской техники является нанесение рисунка на цинковые листы без предварительного эскиза и составление отдельных фрагментов отпечатков в крупноформатные композиции, иногда диптихи и триптихи («Диптих №1», 1982, Современная галерея Тейт, Лондон), некоторые из которых достигают площади 10 м² («Правиловка», доска №1038, 1984). С 1980 К. вводит в гравюры сухой иглой цвет  акварелью, темперой, гуашью  или наносит уголь на оттиск, делая его уникальным. Композиционно напряжённые, внутренне драматичные, нередко абсурдистски-ироничные и гротескные, работы К. лишь отчасти отсылают к экспрессионизму, кубизму, супрематизму, конструктивизму, т.к. при определённой стилистической схожести они не цитируют элементы формального языка и не вдохновлены утопическими моделями этих направлений авангардизма, но основываются в большей степени на сугубо личном, нередко автобиографическом опыте (например, «Солдатская серия», 1953–56; мир детства и родного дома в многочисленных «Интерьерах», 1972, и многие другие), литературных и художественных источниках, от рисунков старых мастеров и русского авангарда до иконописи (серия «Икона», 1991) и лубка, в значительной степени  на впечатлениях от городской среды и жизни в индустриальном ландшафте Москвы и Лондона (в сериях «Окна», 1968–73, и «Книга гравюр», 1975–86, в многочисленных «Конструкциях», и т.д.). С конца 1980-х гг. на основе взаимодействия с объёмными графическими объектами (например, «Пила II», доска №2455, 1998, Государственный центр современного искусства, Москва) К. создаёт перформансы, в начале 1990-х гг.  рисованные мультфильмы, развивая жанр «мультипликатов», а также снимает ряд экспериментальных фильмов с участием своих объектов. С 1997 К. живёт в Москве.

Государственная премия (2000).

Соч.: А потому. Четыре новеллы художника в листах книжной анимации. М., 2014.

Лит.: Oleg Kudryashov: pointes sèches, reliefs. (Cat.). Gen., 1988; Олег Кудряшов. Гравюры-Рельефы. (Кат.). М., 1992; Олег Кудряшов. (Кат.). М., 1999; Олег Кудряшов. Выставка гравюры. Южно-Сахалинск, 2005; Олег Кудряшов. Живое прикосновение. М., 2012; Oleg Kudryashov: freedom inside yourself. L., 2012.

Вернуться к началу