Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РА́УШЕНБЕРГ РОБЕРТ

Авторы: В. А. Крючкова
Р. Раушенберг. «Приземление первого прыжка». 1961. Музей современного искусства (Нью-Йорк).

РА́УШЕНБЕРГ (Rauschenberg) Ро­берт (Ро­берт Мил­тон Эр­нест) (22.10.1925, Порт-Ар­тур, штат Те­хас – 12.5.2008, Кап­ти­ва, штат Фло­ри­да), амер. жи­во­пи­сец, гра­фик, скульп­тор, сце­но­граф. Учил­ся в Ху­дож. ин-те в Кан­зас-Си­ти (1947–1948), в ака­де­мии Р. Жю­лиа­на в Па­риже (1948), Блэк-Ма­ун­тин-кол­лед­же (1948–49) у Дж. Аль­бер­са, ху­дож. шко­ле «Ли­га сту­ден­тов-ху­дож­ни­ков» в Нью-Йор­ке (1949–52). В кон. 1940-х гг. сбли­зил­ся с Дж. Кей­джем, ко­то­рый по­зна­ко­мил его с алеа­то­ри­кой, приё­ма­ми слу­чай­но­сти в про­цес­се соз­да­ния муз. про­из­ве­де­ния. В нач. 1950-х гг. ис­пол­нил се­рии мо­но­хром­ных кар­тин, по­верх­но­сти ко­то­рых ме­ня­лись с пе­ре­ме­ной ос­ве­ще­ния, с па­даю­щи­ми на них те­ня­ми зри­те­лей. В 1949–51 соз­дал се­рию «фо­то­грамм» (monoprints) с си­лу­эта­ми об­на­жён­ных мо­де­лей, сто­яв­ших пе­ред лис­та­ми све­то­чув­ст­ви­тель­ной бу­ма­ги, на ко­то­рые на­прав­лял­ся свет ламп. Ме­то­дам аб­ст­ракт­но­го экс­прес­сио­низ­ма (спон­тан­ное на­бра­сы­ва­ние крас­ки на холст) Р. про­ти­во­пос­та­вил ком­по­нов­ку кар­ти­ны из раз­мы­тых, по­лу­стёр­тых от­пе­чат­ков фо­то­гра­фий, ре­про­дук­ций с клас­сич. кар­тин (ча­ще все­го ис­поль­зо­вал для это­го тех­ни­ку шел­ко­гра­фии), ме­ха­нич. от­пе­чат­ков ре­аль­ных ве­щей. Та­кие про­изве­де­ния, близ­кие по ти­пу кол­ла­жам мас­те­ров да­да­из­ма и «мерц-кар­ти­нам» К. Швит­тер­са, Р. на­зы­вал «ком­би­ни­ро­ван­ной жи­во­пи­сью» (combine painting): «По­стель» (1955, Му­зей совр. иск-ва, Нью-Йорк), «Мо­но­грам­ма» (1955–59, Му­зей совр. иск-ва, Сток­гольм), «Ода­ли­ска» (1955–58, Му­зей Люд­ви­га, Кёльн), «Кань­он» (1959, га­ле­рея Зонн­абенд, Нью-Йорк) и др. Вы­ло­жен­ный на хол­сте кол­лаж пе­ре­хо­дит в иную фор­му – скульп­тур­но­го ас­самб­ла­жа, ко­гда ком­по­зи­ции из объ­ём­ных пред­ме­тов вы­страи­ва­ют­ся в про­стран­ст­ве. Со­еди­няя в од­ной кар­ти­не ре­аль­но­сти раз­ных уров­ней, Р. стре­мил­ся «за­пол­нить брешь» ме­ж­ду иск-вом и жиз­нью. Это оп­ре­де­ли­ло его ме­сто в иск-ве США как од­но­го из пред­теч (на­ря­ду с Дж. Джон­сом) и ос­но­во­по­лож­ни­ков поп-ар­та. Р. со­труд­ни­чал с М. Кан­нин­ге­мом в ка­че­ст­ве сце­но­гра­фа.

Лит.: Steinberg L. Encounters with Rauschen­berg. Chi., 2000; R. Rauschenberg / Ed. B. W. Joseph. Camb. (Mass.), 2002; Joseph B. W. Ran­dom order: R. Rauschenberg and the neo-avant-garde. Camb. (Mass.), 2003; Kotz M. L. Rauschenberg: Art and life. 2nd ed. N. Y., 2004; R. Rauschenberg: Combines. (Cat.). Los Ang., 2005; Hunter S. R. Rauschenberg: Works, writings and interviews. Barcelona, 2006.

Вернуться к началу