Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПШЕВО́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 65-66

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. О. Гавритухин
Пшеворская культура. Инвентарь погребения воина-всадника нач. 3 в. в Цебловице-Дуже (по М. Зюлковскому).

ПШЕВО́РСКАЯ КУЛЬТУ́РА (польск. kul­tu­ra przeworska), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра кон. 3 / нач. 2 вв. до н. э. – 5 в. н. э. в осн. в бас­сей­нах Вис­лы и Од­ры. Выде­ля­ет­ся с 1930-х гг. (ра­нее вме­сте с оксыв­ской куль­ту­рой­ рас­смат­ри­ва­лась в рам­ках ве­нед­ской куль­ту­ры; в нем. лит-ре на­зы­ва­лась ван­даль­ской), совр. назв. – по мо­гиль­ни­ку в чер­те совр. г. Пше­ворск (Под­кар­пат­ское вое­вод­ст­во, Поль­ша), рас­ка­пы­вав­ше­му­ся К. Га­да­че­ком в 1904–05. Хро­но­ло­гия ос­но­ва­на на сис­те­ме Х. Ю. Эг­гер­са с уточ­не­ния­ми Т. Дом­бров­ской, К. Год­лов­ско­го и др. Сфор­ми­ро­ва­лась в про­цес­се ла­тени­за­ции (см. Ла­тен) на суб­стра­те по­мор­ской куль­ту­ры в хо­де ми­гра­ций, в т. ч. внут­рен­ней и из зон яс­торф­ской куль­ту­ры, п-ова Ют­лан­дия. Фик­си­ру­ют­ся из­ме­не­ние ин­тен­сив­но­сти за­се­ле­ния и ос­тав­ле­ние не­ко­то­рых ре­гио­нов, зо­ны по­сте­пен­ных ми­гра­ций и волн экс­пан­сии (кар­та). Се­ли­ща; пря­мо­уголь­ные до­ма в осн. с оча­га­ми. Гос­под­ству­ет тру­по­сож­же­ние с по­ме­ще­ни­ем пра­ха в яму (пре­об­ла­да­ли во 2–1 вв. до н. э.), ур­ну (позд­нее), слой мо­гиль­ни­ка (в осн. 4 в. н. э. на тер­ри­то­рии Си­ле­зии). Мно­го­чис­лен­ны по­гре­бе­ния вои­нов. Вы­де­ля­ют­ся по­гре­бе­ния эли­ты (с 1 в.), круп­ные цен­тры ме­тал­лур­гии (в Свен­ток­ши­ских го­рах и др.), гон­чар­ст­ва (по­су­да, сде­лан­ная на кру­ге, рас­про­стра­ня­ет­ся с 3 в.). Важ­на роль Ян­тар­но­го пу­ти. По письм. ис­точ­ни­кам, в зо­не П. к. важ­ную роль иг­ра­ли объ­е­ди­не­ния лу­ги­ев, за­тем ван­да­лов, ве­ро­ят­но, быв­ших ра­нее ча­стью лу­ги­ев. От­ме­ча­ет­ся и мно­го­ком­по­нент­ность П. к. (см., напр., в ст. Сла­вя­не). В ос­но­ве хо­зяй­ст­ва – зем­ле­де­лие (в т. ч. ози­мые), жи­вот­но­вод­ст­во. На раз­ных эта­пах влия­ние П. к. за­фик­си­ро­ва­но от п-ова Ют­лан­дия, Центр. Гер­ма­нии, Ср. По­ду­на­вья до По­днеп­ро­вья и Вост. При­кар­па­тья. П. к. уча­ст­во­ва­ла в сло­же­нии зуб­рец­кой куль­ту­ры, чер­ня­хов­ской куль­ту­ры, на осн. тер­ри­то­рии её сме­ни­ла праж­ская куль­ту­ра.

Лит.: Prahistoria ziem polskich. Wrocław, 1981. T. 5; Godłowski K. Przemiany kulturowe i osadnicze w południowej i środkowej Polsce w młodszym okriesie przedrzymskim i okriesie rzymskim. Wrocław, 1985; Сла­вя­не и их со­се­ди в кон­це I ты­ся­че­ле­тия до н. э. – пер­вой по­ло­ви­не I ты­ся­че­ле­тия н. э. М., 1993; Kacza­no­wski P., Kozłowski J. K. Najdawniejsze dzieje ziem Polskich. Kraków, 1998; Wandalowie. Lublin; Warsz., 2004.

Вернуться к началу