Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́УЛМАН КОУЛМЕН ОРНЕТТ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2016 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

КО́УЛМАН, Коулмен (Coleman) Орнетт (9.3.1930, Форт-Уорт, штат Техас – 11.6.2015, Нью-Йорк), амер. джазовый саксофонист и композитор. Прославился как новатор джаза. Афроамериканец, систематического музыкального образования не получил; на исполнительский стиль и технику К. большое влияние оказал Ч. Паркер. В 1958 вышел 1-й сольный альбом – «Something else!» (всего более 40 альбомов, включая записи с концертов). Особенно популярные пьесы раннего периода творчества  «Lonely woman» («Одинокая женщина») и «Congeniality» («Конгениальность»; обе 1959). Решительный поворот в стиле К.  исполнителя и композитора произошёл по выходе альбома «Free jazz: A collective improvisation» (1960). Словосочетание free jazz (букв.  свободный джаз) стало общепринятым термином для обозначения т. н. фри-джаза – авангардного направления джазовой музыки, для которого характерен демонстративный отказ от традиционных тонально-гармонических схем и песенных музыкальных форм как основы для импровизации; при этом сохраняется метрическая опора (преимущественно 2-дольный метр), используются привычные для джаза синкопы и особые виды ритмического деления (триоли, квинтоли и др.). Фри-джаз К. вызвал противоречивые оценки музыкантов  от восторженных (Л. Бернстайн, В. Томсон) до резко отрицательных (М. Дейвис, Т. Монк, Ч. Мингус); всеобщую известность приобрела ироничная фраза британского саксофониста и музыкального критика Б. Грина: «Подобно остановившимся часам, К. дважды в день оказывается прав».

К. играл преимущественно на альт-саксофоне, иногда на сопрано- и тенор-саксофонах; экспериментировал с китайским традиционным язычковым инструментом сона («Будда-блюз», 1968). Автор патриотической сюиты для джазового квартета и симфонического оркестра «Американские небеса» («Skies of America», 1971), полная версия которой впервые исполнена на Ньюпортском джазовом фестивале (1972). В этом сочинении некоторые интересные эксперименты в гармонии (напр., терцовые и нетерцовые диссонирующие блок-аккорды) сочетаются с протяжёнными импровизациями, однако отсутствие единого драматургического замысла и профессиональной техники разработки избранного материала придаёт целому статичный и монотонный вид. Со 2-й пол. 1970-х гг. К. пытался синтезировать фри-джаз и рок; экспериментальные альбомы «Dancing in your head» (1977) и «Body Meta» (1978) не имели коммерческого успеха. Сотрудничал с известными джазовыми музыкантами, в т. ч. с трубачом Д. Черри (1962), контрабасистом Ч. Хейденом (1976), гитаристом П. Метени (альбом «Song X», 1986). К. вёл активную концертную деятельность, с 1965 с успехом гастролировал в Европе (в 2010 в России), выступал в нью-йоркском Карнеги-холле (2006), участвовал во многих джазовых фестивалях: в Монреале (1988), Сан-Франциско (1993), Монтрё (2006) и др.

Пулитцеровская премия (2007).

Вернуться к началу