Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

МИ́НГУС ЧАРЛИ

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    Электронная версия

    2018 год

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Романчиков

МИ́НГУС (Mingus) Чарли (Чарлз) (22.4.1922, Ногалес, штат Аризона — 5.11.1979, Куэрнавака, Мексика), американский контрабасист и композитор. Один из наиболее влиятельных джазовых музыкантов 2-й половины 20 в. Брал уроки игры на контрабасе у Г. Рейншагена, систематического музыкального образования не получил. Карьеру контрабасиста начал в 1940-х гг.: гастролировал в США с биг-бендом Л. Армстронга (1943), выступал в оркестре Л. Хэмптона (1947–48) и др. С 1951 в Нью-Йорке играл в джазовых клубах с М. Дейвисом, С. Гетцом, Ч. Паркером, Диззи Гиллеспи и др. известными музыкантами. Как композитор получил известность в 1-й половине 1950-х гг. (альбом «Jazz composers workshop», 1955; всего около 50 альбомов). Событием в истории современного джаза стал альбом М. «Pithecanthropus erectus» (1956); для композиций характерны продолжительные коллективные импровизации, контролируемые руководителем ансамбля. Расцвет творческой карьеры Мингуса приходится на конец 1950-х и начало 1960-х гг.: в этот период вышли его альбомы «Mingus ah um» (1959), «Концерт в Таун-холле» (запись с концерта в Нью-Йорке, 1962), «The Black saint and the Sinner lady» и «Mingus Mingus Mingus Mingus Mingus» (оба 1963). Часто записывался в составе других джазовых ансаблей, в том числе с Дейвисом («Blue moods», 1955), Б. Пауэллом (1951, 1953) и Дюком Эллингтоном; альбом последнего «Money jungle»  [1962, записан трио в составе: Эллингтон (фортепиано), Мингус, М. Роуча (ударные)] вошёл в историю джаза как «легендарный». В качестве руководителя ансамбля Мингус проявил себя творчески мыслящим лидером, привлекавшим малоизвестных талантливых исполнителей. В конце 1960-х гг. прекратил активные публичные выступления, но продолжал сочинять музыку и руководить аудиозаписями; в позднем экспериментальном (частично в стилистике латиноамериканской танцевальной музыки) альбоме «Cumbia & jazz fusion» (1957) выступил одновременно в роли композитора, контрабасиста, певца, пианиста и перкуссиониста. В последнем проекте М., завершённом после его смерти певицей Дж. Митчелл («Mingus», 1979), приняли участие выдающиеся джазовые музыканты У. Шортер, Х. Хэнкок, Дж. Пасториус, П. Эрскин и др. Мингус много гастролировал в Европе, Японии, Латинской Америке, США, участвовал в Джазовом фестивале в Монтрё (1975, 1977). Многократно выступал в Карнеги-холле (последний раз в 1977). Автор мемуаров «Beneath the underdog» (1971). Премия «Грэмми» (посмертно, 1997). О Мингусе сняты полнометражные документальные фильмы «Мингус» (режиссёр Т. Рейхман, 1968) и «Триумф неудачника» («Triumph of the underdog»; режиссёр Д. Макглинн, 1998).

Лит.: Priestley B. Mingus, a critical biography. N. Y., 1984; Santoro G. Myself when I am real: the life and music of Charles Mingus. N. Y.; Oxford, 2001.

Вернуться к началу