Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПИ́НТЕР ХАРОЛД

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 26. Москва, 2014, стр. 227

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

ПИ́НТЕР (Pinter) Харолд (Га­рольд) (10.10.1930, Лон­дон – 24.12.2008, там же), англ. пи­са­тель, сце­на­рист, ре­жис­сёр, ак­тёр; об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в евр. се­мье, сын порт­но­го. В 1948 по­сту­пил в Ко­ро­лев­скую ака­де­мию дра­ма­тич. иск-ва, от­ку­да был от­чис­лен за по­ли­тич. небла­го­на­дёж­ность. В 1950–51 учил­ся в Центр. шко­ле ре­чи и дра­мы Лон­дон­ско­го ун-та. С 1950 по 1959 – проф. ак­тёр про­винц. те­ат­ров.

Де­бю­ти­ро­вал как по­эт (1950). Пье­сы «Ком­на­та» («The room», 1957), «День ро­ж­де­ния» («The birthday party», 1958, рус. пер. 2006), «Сто­рож» («The care­taker», 1960, эк­ра­ни­за­ция по сце­на­рию П., 1963, реж. К. Дон­нер; рус. пер. 1968), в ко­то­рых эле­мен­ты аб­сур­да те­ат­ра и эк­зи­стен­циа­ли­ст­ской дра­мы при­чуд­ли­во со­че­та­лись с ху­дож. от­кры­тия­ми брит. дра­ма­тур­гов «но­вой вол­ны» (Дж. Ос­борн и др.), при­нес­ли П. сла­ву од­но­го из ве­ду­щих англ. дра­ма­тур­гов но­во­го по­ко­ле­ния; не­мо­ти­ви­ро­ван­ное на­си­лие, на ко­то­рое бы­ли спо­соб­ны его ге­рои, вос­при­ни­ма­лось как фор­ма ан­ти­бур­жу­аз­но­го про­тес­та. Луч­шие пье­сы П. 1960–80-х гг. от­ме­че­ны уг­луб­лён­ным пси­хо­ло­гиз­мом, не­ожи­дан­ны­ми по­во­ро­та­ми сю­же­та, раз­го­вор­ной лек­си­кой, ши­ро­ким ис­поль­зо­ва­ни­ем в ди­а­ло­гах па­уз и не­до­го­во­рён­но­стей, по­ро­ж­даю­щих эф­фект не­кой скры­той тай­ны, а так­же ори­гиналь­ной ин­тер­пре­та­ци­ей сце­нич. про­стран­ст­ва: «Воз­вра­ще­ние до­мой» («The homecoming», 1965, рус. пер. 2006), «Бы­лые вре­ме­на» («Old time», 1971, рус. пер. 1971), «Пре­да­тель­ст­во» («Betrayal», 1978, рус. пер. 1988), «Гор­ский язык» («Mountain lan­guage», 1988, рус. пер. 2006) и др. Вы­став­ляя в ко­мич. све­те ус­лов­но­сти и мо­раль бур­жу­аз­но­го ми­ра, П. да­ёт ост­ро­иро­нич. ин­тер­пре­та­цию со­вре­мен­но­сти с её че­ло­ве­че­ской ра­зоб­щён­но­стью и вза­им­ным не­по­ни­ма­ни­ем.

С 1970-х гг. при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в дви­же­нии за пра­ва че­ло­ве­ка: вы­сту­пал про­тив по­ли­ти­ки Тур­ции в от­ноше­нии кур­дов, дей­ст­вий США в Ни­кара­гуа, Аф­га­ни­ста­не и Ира­ке и др. Гротескное изо­бра­же­ние реа­лий по­ли­тич. жиз­ни и со­ци­аль­ная ост­ро­та при­су­щи пье­сам 1990-х – нач. 2000-х гг.: «Но­вый ми­ро­вой по­ря­док» («The new world order», 1991), «Прах к пра­ху» («Ashes to аshes», 1996), «Вос­по­ми­на­ния о про­шлом» («Remembrance of Things Past», 2000) и др. По­ли­тич. те­ма­ти­ка оп­ре­де­ли­ла ха­рак­тер по­этич. сб. «Вой­на» («War», 2003). Ав­тор ки­но­сце­на­ри­ев: три­ло­гия ре­жис­сё­ра Дж. Ло­узи «Слу­га» (1963), «Не­сча­ст­ный слу­чай» (1967), «По­сред­ник» (1970); «По­след­ний маг­нат» (1976, по ро­ма­ну Ф. С. Фицд­же­рал­да; реж. Э. Ка­зан), «Жен­щи­на фран­цуз­ско­го лей­те­нан­та» (1981, по ро­ма­ну Дж. Фа­ул­за; реж. К. Райш), «Ис­то­рия слу­жан­ки» (1990, по ро­ма­ну М. Эт­вуд; реж. Ф. Шлён­дорф), «Про­цесс» (1996, по ро­ма­ну Ф. Ка­ф­ки; реж. Д. Джонс) и др.; сни­мал­ся как ки­но­ак­тёр. Сре­ди др. про­из­ве­де­ний: рас­ска­зы, ра­дио­пье­сы; по­ли­тич. пуб­ли­ци­сти­ка. Но­бе­лев­ская пр. (2005). На­гра­ж­дён ор­де­ном Бри­тан­ской им­пе­рии (1966), ор­де­ном По­чёт­но­го ле­гио­на (2007).

Соч.: The birthday party and other plays. L., 1960; Tea party and other plays. L., 1967; Сто­рож [и дру­гие дра­мы]. М., 1988; Collected screenplays. L., 2000. [Vol. 1–3]; Кол­лек­ция. [Пье­сы]. СПб., 2006; Кар­ли­ки. СПб., 2006.

Лит.: H. Pinter: Critical approaches. Ruther­ford; L., 1986; Gale S. H. Sharp cut: H. Pin­ter’s screenplays and the artistic process. Le­xington, 2003.

Вернуться к началу