Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОП-АРТ

Авторы: В. А. Крючкова
Оп-арт. Б. Райли. «Arrest-3». Акрил. 1965. Галерея современного искусства (Глазго).

ОП-АРТ (англ. Op art, со­кра­ще­ние от Optical art – оп­ти­че­ское ис­кус­ст­во), на­прав­ле­ние в изо­бра­зи­тель­ном искусстве стран Ев­ро­пы, Лат. Аме­ри­ки и в США в 1960–70-х гг. Сфор­ми­ро­ва­лось на ос­но­ве гео­мет­рич. аб­ст­рак­ции (см. в ст. Аб­ст­рак­цио­низм) к 1960 и по­лу­чи­ло ши­ро­кое при­зна­ние по­сле ме­ж­ду­нар. вы­став­ки «От­зыв­чи­вый глаз» («The Respon­sive Eye»), со­сто­яв­шей­ся в 1965 в нью-йорк­ском Му­зее совр. иск-ва. Эс­те­ти­ка Оп-а. ос­но­вы­ва­лась на оп­тич. ил­лю­зи­ях, воз­ни­каю­щих в про­цес­се зри­тель­но­го вос­при­ятия пло­ских и про­стран­ст­вен­ных фи­гур. Эф­фек­ты пе­ре­ме­ще­ния, па­ре­ния, мер­ца­ния форм, их виб­ра­ции дос­ти­га­лись за счёт та­ких пси­хо­фи­зио­ло­гич. яв­ле­ний, как «по­сле­до­ва­тель­ный об­раз», ис­ка­же­ния форм при ин­тер­фе­рен­ци­ях, «муа­ро­вый эф­фект», двой­ст­вен­ные изо­бра­же­ния, ре­вер­сив­ные фи­гу­ры, цве­то­вые и то­наль­ные кон­тра­сты. Ча­ще все­го ху­дож­ни­ки опи­ра­лись на ис­сле­до­ва­ния шко­лы геш­тальт­пси­хо­ло­гии, изу­чав­шей роль це­ло­ст­ных струк­тур (геш­таль­тов) в сен­сор­ных и мыс­ли­тель­ных про­цес­сах. Ак­тив­ность вос­при­ятия, ор­га­ни­зую­ще­го зри­тель­ное по­ле в яс­ную струк­ту­ру, рас­кры­ва­лась, в ча­ст­но­сти, в экс­пе­ри­мен­тах с разл. ил­лю­зия­ми и де­фор­ма­ция­ми. Соз­да­вая «сплош­ные» ком­по­зи­ции из мел­ких эле­мен­тов, вол­но­об­раз­ных ли­ний, спи­ра­лей, ре­шё­ток, ху­дож­ни­ки Оп-а. дос­ти­га­ли впе­чат­ле­ния дви­же­ния – ко­ле­ба­ний и за­вих­ре­ний, скач­ков, мед­лен­ных ис­крив­ле­ний, раз­рас­та­ния и уга­са­ния форм. Са­мые вид­ные пред­ста­ви­те­ли на­прав­ле­ния – В. Ва­за­ре­ли и Б. Рай­ли – до­би­ва­лись по­доб­ных эф­фек­тов в мо­но­хром­ных кар­ти­нах. Ил­лю­зор­ный зри­тель­ный об­раз пред­ста­вал как не­ма­те­ри­аль­ный, су­гу­бо «энер­ге­ти­че­ский», су­ще­ст­вую­щий лишь в пер­цеп­тив­ном ап­па­ра­те зри­те­ля.

Дру­гая ли­ния Оп-а. пред­став­ле­на экс­пе­ри­мен­та­ми со све­том – вспыш­ка­ми, пе­ре­ме­ще­ния­ми ис­точ­ни­ка, а так­же кон­ст­рук­ция­ми, где ди­на­мич. эф­фек­ты дос­ти­га­ют­ся пе­ре­се­че­ния­ми сквоз­ных форм в про­стран­ст­ве или пе­ре­дви­же­ни­ем зри­те­ля (Х. Р. Со­то, К. Крус-Ди­ес, Х. Ле Парк, Я. Агам). В та­ких ра­бо­тах Оп-а. смы­ка­ет­ся с ки­не­ти­че­ским ис­кус­ст­вом. Ос­но­вы­вая иск-во на ти­по­вых ре­ак­ци­ях, соз­да­те­ли Оп-а. счи­та­ли его об­ще­дос­туп­ным, де­мо­кра­тич­ным и стре­ми­лись к его рас­про­стра­не­нию в мас­сах (муль­ти­п­ли и мо­ну­мен­таль­ные ра­бо­ты). В 1960-х гг. най­ден­ные ху­дож­ни­ка­ми приё­мы и пат­тер­ны ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись в мод­ной оде­ж­де, ди­зай­не бы­то­вых пред­ме­тов, в оформ­ле­нии дис­ко­тек и ком­мерч. вы­ста­вок.

Лит.: Parola R. Optical art: theory and practice. N. Y., 1969; Barrett C. Op art. L., 1970; idem. An introduction to optical art. L., 1971; Lancaster J. Introducing Op art. L., 1973; Car­raher R. G., Thurston J. Optical illusions and the visual arts. N. Y.; L., 1977.

Вернуться к началу