Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОЛИМПИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 108

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Стрелков
Олимпийские игры. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры с изображением состязания в беге. 6 в. до н. э. Музей Антуан Вивнель (Компьень, Франция).

ОЛИМПИ́ЙСКИЕ И́ГРЫ в Древ­ней Гре­ции, са­мые ав­то­ри­тет­ные об­ще­гре­че­ские ре­лиг. празд­не­ст­ва и спор­тив­ные со­стя­за­ния. Про­во­ди­лись 1 раз в 4 го­да в честь Зев­са Олим­пий­ско­го в Олим­пии (Эли­да, сев.-зап. часть Пе­ло­пон­не­са). Ми­фо­ло­гич. тра­ди­ция при­пи­сы­ва­ет ос­но­ва­ние О. и. Ге­рак­лу Идей­ско­му (од­но­му из пя­ти брать­ев, ох­ра­няв­ших мла­ден­ца Зев­са), са­мо­му Зев­су (по­сле по­бе­ды над Кро­но­сом), Пе­ло­пу (по­бе­див­ше­му Эно­мая), Ге­рак­лу (сы­ну Зев­са, одер­жав­ше­му по­бе­ду над Ав­ги­ем) и не­ко­то­рым др. ми­фо­ло­гич. ге­ро­ям. Со­глас­но ис­то­рич. тра­ди­ции, О. и. бы­ли «во­зоб­нов­ле­ны» в 776 до н. э. элей­цем Ифи­том и спар­тан­цем Ли­кур­гом, ко­то­рые со­ста­ви­ли до­го­вор об эке­хей­рии – свя­щен­ном пе­ре­ми­рии, объ­яв­ляе­мом на вре­мя под­го­тов­ки и про­ве­де­ния О. и. Этот до­го­вор был вы­ре­зан на брон­зо­вом дис­ке, хра­нив­шем­ся в Олим­пии. Кон­троль над Олим­пий­ским свя­ти­ли­щем и ор­га­ни­за­цию О. и. осу­ще­ст­в­лял по­лис Эли­да. К уча­стию в О. и. до­пус­ка­лись толь­ко пол­но­прав­ные гра­ж­да­не греч. по­ли­сов (позд­нее в иг­рах уча­ст­во­ва­ли так­же рим­ля­не).

Олимпийские игры. Фрагмент росписи чернофигурной амфоры с изображением состязания в борьбе. 6 в. до н. э. Национальный археологический музей (Афины).

О. и. на­чи­на­лись в пер­вое пол­но­лу­ние по­сле лет­не­го солн­це­стоя­ния и про­дол­жа­лись 5 дней. Пер­вый день был по­свя­щён жерт­во­при­но­ше­ни­ям и др. ре­лиг. дей­ст­ви­ям. Ат­ле­ты, их от­цы и бра­тья, а так­же учи­те­ля гим­на­сти­ки (тре­не­ры) пе­ред ста­ту­ей Зев­са в бу­лев­те­рии при­но­си­ли клят­ву не на­ру­шать обы­ча­ев и за­ко­нов О. и. В по­сле­дую­щие три дня про­хо­ди­ли спор­тив­ные со­стя­за­ния. К бе­го­вым дис­ци­п­ли­нам от­но­си­лись: бег на ста­дий (олим­пий­ский ста­дий был ра­вен чуть бо­лее 192 м), двой­ной бег, длин­ный бег, го­п­ли­то­дро­мос [бег в бое­вых дос­пе­хах (шлем, по­но­жи, щит); за­тем этот вид бе­га осу­ще­ст­в­лял­ся толь­ко со щи­том]. Еди­но­бор­ст­ва бы­ли пред­став­ле­ны борь­бой, ку­лач­ным бо­ем, пан­кра­тио­ном (со­стя­за­ние, со­че­таю­щее борь­бу и ку­лач­ный бой с ис­поль­зо­ва­ни­ем уду­шаю­щих и бо­ле­вых приё­мов). Про­во­ди­лись так­же со­стя­за­ния в пен­тат­ло­не (пя­ти­бо­рье: бег, прыж­ки в дли­ну, ме­та­ние ко­пья и дис­ка, борь­ба). На Олим­пий­ском ип­по­дро­ме про­хо­ди­ли со­стя­за­ния ко­лес­ниц и скач­ки вер­хом на ло­ша­дях. Про­грам­ма О. и. ино­гда из­ме­ня­лась. Со­стя­за­ния про­во­ди­лись в двух воз­рас­тных ка­те­го­ри­ях: муж­чи­ны и маль­чи­ки. За хо­дом со­рев­но­ва­ний сле­ди­ли спе­ци­аль­но вы­бран­ные из чис­ла гра­ж­дан Эли­ды су­дьи – эл­ла­но­ди­ки; в раз­ное вре­мя их бы­ло от 2 до 12 чел. В по­след­ний день про­хо­ди­ло на­гра­ж­де­ние по­бе­ди­те­лей О. и. – олим­пио­ни­ков вен­ком из вет­вей ди­кой мас­ли­ны, по­сле тор­же­ст­вен­но­го жерт­во­при­но­ше­ния ор­га­ни­за­то­ры игр при­гла­ша­ли по­бе­ди­те­лей на пир. Олим­пио­ни­ки поль­зо­ва­лись ува­же­ни­ем по всей Гре­ции, а в род­ных по­ли­сах они по­лу­ча­ли разл. при­ви­ле­гии и мог­ли реа­ли­зо­вать свою по­пу­ляр­ность, напр. в по­ли­тич. жиз­ни. Со 2-й пол. 6 в. до н. э. по­бе­ди­те­ли О. и. по­лу­чи­ли пра­во ус­та­нав­ли­вать в Олим­пии ста­туи с со­от­вет­ст­вую­щей над­пи­сью в па­мять о сво­ей по­бе­де. Ста­туи ат­ле­тов-по­бе­ди­те­лей со­з­да­ва­ли луч­шие скульп­то­ры Гре­ции (Ми­рон, По­ли­клет, Ли­сипп и др.); греч. по­эты (Пин­дар и др.) про­слав­ля­ли их по­бе­ды в спе­ци­аль­но на­пи­сан­ных по это­му слу­чаю одах. Са­мым по­чёт­ным бы­ло по­бе­дить на всех че­ты­рёх об­ще­гре­че­ских со­рев­но­ва­ни­ях (кро­ме О. и., об­ще­гре­че­ский ста­тус име­ли ещё Ист­мий­ские игры, Не­мей­ские иг­ры и Пи­фий­ские иг­ры) в те­че­ние че­ты­рёх­лет­не­го цик­ла; та­ких по­бе­ди­те­лей на­зы­ва­ли пе­рио­до­ни­ка­ми. О. и. при­вле­ка­ли к се­бе де­сят­ки ты­сяч зри­те­лей со все­го Сре­ди­зем­но­мо­рья и При­чер­но­мо­рья. Во вре­мя О. и. пе­ред зри­те­ля­ми вы­сту­па­ли ора­то­ры, фи­ло­со­фы, по­эты. Жен­щи­ны на О. и. не до­пус­ка­лись. Греч. ис­то­рик Ти­мей в нач. 3 в. до н. э. пред­ло­жил счёт по Олим­пиа­дам в ка­че­ст­ве ос­но­вы об­ще­гре­че­ской хро­но­ло­гии. О. и. про­во­ди­лись поч­ти до кон. 4 в. н. э., по­ка не бы­ли запре­ще­ны рим. имп. Фео­до­си­ем I, как и все ос­таль­ные языч. куль­ты. В 1896 О. и. бы­ли во­зоб­нов­ле­ны по ини­циа­ти­ве П. де Ку­бер­те­на. Ис­сле­до­ва­ния по разл. про­бле­мам спор­та в Древ­нем ми­ре, вклю­чая О. и., пуб­ли­ку­ют­ся в еже­год­ном ж. «Ni­kepho­ros» (с 1988).

Лит.: Bengtson H. Die olympischen Spiele in der Antike. 2. Aufl. Z., [1972]; Weeber K.-W. Die unheiligen Spiele: Das antike Olympia zwi­s­chen Legende und Wirklichkeit. Z.; Münch., 1991; Proceedings of an International Symposium on the Olympic Games, 5–9 Sept. 1988 / Ed. by W. Coulson, H. Kyrieleis. Athens, 1992; Ла­ты­шев В. В. Очерк гре­че­ских древ­но­стей. СПб., 1997. Ч. 2; Ша­нин ЮВ. Олим­пия: ис­то­рия ан­тич­но­го ат­ле­тиз­ма. СПб., 2001; Ба­зу­нов БA. Ку­ми­ры ста­дио­нов Эл­ла­ды. М., 2004.

Вернуться к началу