Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ОСНОВНО́Й ТОН

  • рубрика

    Рубрика: Музыка

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 24. Москва, 2014, стр. 554

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ОСНОВНО́Й ТОН (нем. Grundton), 1) в аку­сти­ке – тон, из­да­вае­мый аку­стич. сис­те­мой, ко­леб­лю­щей­ся с наи­низ­шей воз­мож­ной для неё час­то­той. Вы­со­та О. т. оп­ре­де­ля­ет­ся час­то­той соб­ст­вен­ных ко­ле­ба­ний сис­те­мы. Тер­мин «О. т.» при­ме­ня­ют так­же для обо­зна­че­ния со­став­ляю­щей с наи­низ­шей час­то­той при раз­ло­же­нии слож­ных пе­рио­дич. ко­ле­ба­ний в ряд по си­ну­сои­даль­ным ком­по­нен­там. 2) В гар­мо­нии (муз.-тео­ре­тич. уче­нии) – ниж­ний звук боль­шо­го и ма­ло­го тре­зву­чий в осн. фор­ме. При об­ра­ще­нии тре­зву­чия О. т. пе­ре­ме­ща­ет­ся. Тер­ми­ну «О. т.», ко­то­рый окон­ча­тель­но за­кре­пил­ся в этом зна­че­нии в кон. 19 – нач. 20 вв., пред­ше­ст­во­вал ряд родств. тер­ми­нов (с 17 в.): лат. ima basis (букв. – ниж­нее ос­но­ва­ние) – в тру­дах Ио­ган­на Лип­пия «Третье рас­су­ж­де­ние о му­зы­ке» («Disputatio mu­sica tertia», 1610) и «Си­ноп­сис но­вой му­зы­ки» («Synopsis musicae novae», 1612); англ. root (букв. – ко­рень) – в учеб­ни­ке Т. Кэм­пио­на «Но­вый спо­соб со­чи­нять че­ты­рёх­го­лос­ный кон­тра­пункт» («A new way of making fowre parts in counter-point», ок. 1614); франц. basse fon­da­men­tale – в ис­сле­до­ва­ни­ях Ж. Ф. Ра­мо; нем. Hauptton – в тру­дах Х. Ри­ма­на. В 20 в. по­ня­тие О. т. ак­тив­но раз­ра­ба­ты­вал П. Хин­де­мит, рас­про­стра­няя его на лю­бые со­зву­чия, в т. ч. на ин­тер­ва­лы. По его тео­рии, О. т. – силь­ней­ший тон со­зву­чия (вслед­ст­вие дуб­ли­ро­ва­ния од­но­го из зву­ков сум­мо­вы­ми ком­би­на­ци­он­ны­ми то­на­ми пер­во­го и, в мень­шей сте­пе­ни, вто­ро­го по­ряд­ка). Со­глас­но Хин­де­ми­ту, О. т. мо­жет на­хо­дить­ся вни­зу (как в квин­те) или ввер­ху (как в квар­те); в ря­де ин­тер­ва­лов (се­кун­ды и сеп­ти­мы, три­тон) и ак­кор­дов (напр., в умень­шён­ном сеп­так­кор­де, в умень­шён­ном тре­зву­чии) О. т. нет. В та­ких со­зву­чи­ях со­нант­но не­ус­той­чи­вые ин­тер­ва­лы (в т. ч. в со­ста­ве ак­кор­дов) «под­чи­ня­ют­ся» со­нант­но ус­той­чи­вым, мо­ти­ви­ро­ван­ным «за­ко­на­ми при­ро­ды» ин­тер­ва­лам – пре­ж­де все­го квин­те и квар­те. Уче­ние об О. т. Хин­де­ми­та на­шло от­ра­же­ние в совр. учеб­ни­ках гар­мо­нии (напр., Ю. Н. Хо­ло­по­ва). 3) Ниж­ний тон на­ту­раль­но­го зву­ко­ря­да. 4) В эле­мен­тар­ной тео­рии му­зы­ки О. т. при­ня­то на­зы­вать ниж­ний тон лю­бо­го ак­кор­да тер­цо­вой струк­ту­ры в ос­нов­ном ви­де.

Лит.: Hindemith P. Unterweisung im Tonsatz. Mainz, 1937. Tl 1; Хо­ло­пов ЮН. Про­бле­ма ос­нов­но­го то­на ак­кор­да в тео­ре­ти­че­ской кон­цеп­ции Хин­де­ми­та // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1962. Вып. 1; он же. О трех за­ру­беж­ных сис­те­мах гар­мо­нии // Му­зы­ка и со­вре­мен­ность. М., 1966. Вып. 4.

Вернуться к началу