Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НО́ЛАН СИДНИ

С. Нолан. «Галлиполи» (работа из одноимённой серии). Гуашь, акварель. 1955. Ирландский музей современного искусства (Дублин).

НО́ЛАН (Nolan) Сид­ни (Сид­ни Ро­берт) (22.4.1917, Мель­бурн – 28.11.1992, Лон­дон), ав­ст­рал. жи­во­пи­сец, гра­фик, сце­но­граф, чл. Ко­ро­лев­ской ака­де­мии ис­кус­ств в Лон­до­не (1991). Ро­дил­ся в се­мье вы­ход­цев из Ир­лан­дии. Не­дол­го учил­ся в ху­дож. шко­ле при Нац. га­ле­рее Вик­то­рии в Мель­бур­не (1934 и 1936), за­тем обу­чал­ся са­мо­стоя­тель­но, зна­ко­мясь с ев­роп. аван­гар­диз­мом; боль­шое воз­дей­ствие на не­го ока­за­ло лит. твор­че­ст­во А. Рем­бо, У. Блей­ка, Дж. Джой­са, Д. Г. Ло­урен­са, Г. Ри­да. В ран­них ра­бо­тах ощу­ти­мы влия­ния да­да­из­ма и аб­ст­рак­цио­низ­ма [«Го­ло­ва Рем­бо» (1938–39, Му­зей совр. иск-ва Хай­де, Мель­бурн), «Без на­зва­ния (Аб­ст­ракт­ное)» (1939, Нац. га­ле­рея Вик­то­рии, Мель­бурн), «Маль­чик и лу­на» (1940, Нац. га­ле­рея, Кан­бер­ра)], позд­нее – сюр­реа­лиз­ма (М. Эрнст) и жи­во­пис­ных приё­мов экс­прес­сио­низ­ма. В 1945–47 соз­дал пер­вую се­рию кар­тин, по­свя­щён­ную Не­ду Кел­ли, пре­ступ­ни­ку 19 в., став­ше­му нар. ге­ро­ем (26 кар­тин се­рии – Нац. га­ле­рея, Кан­бер­ра; 2-я се­рия ис­пол­не­на в 1954–1957). Экс­по­ни­ро­ван­ные в Мель­бур­не, Па­ри­же и Ри­ме, эти ра­бо­ты сде­ла­ли его наи­бо­лее из­вестным в ми­ре совр. ав­ст­рал. ху­дож­ни­ком. С 1953 жил пре­им. в Лон­до­не, так­же в Гре­ции (1955–56), США (1958–59 и 1966), по­се­тил мн. ев­роп. стра­ны, Лат. Аме­ри­ку, Сев. Аф­ри­ку, Ан­тарк­ти­ду, стра­ны Океа­нии, Не­пал, Ки­тай и др. Н. пи­сал кар­ти­ны на те­мы ис­то­рии Ав­ст­ра­лии [«Смерть сер­жан­та Кен­не­ди» (1946, Нац. га­ле­рея Ав­ст­ра­лии, Кан­бер­ра); се­рии «Мис­сис Фрэ­зер» (1957–58) и «Гал­ли­по­ли» (сер. 1950-х гг.), по­свя­щён­ную уча­стию ав­ст­рал. войск в 1-й ми­ро­вой вой­не (Ав­ст­рал. во­ен. ме­мо­ри­ал, Кан­бер­ра, и др. соб­ра­ния)], на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты, трак­то­ван­ные не­ред­ко в иро­нич. клю­че (цикл «Ле­да и ле­бедь», 1958–60), так­же пей­за­жи (се­рия ви­дов Центр. Ав­ст­ра­лии, ок. 1950, и др.). Соз­дал сце­но­гра­фию для ба­ле­та «Вес­на свя­щен­ная» И. Ф. Стра­вин­ско­го (1962, Ко­ро­лев­ский ба­лет, Лон­дон), опер «Сам­сон и Да­ли­ла» К. Сен-Сан­са (1981) и «По­хи­ще­ние из се­ра­ля» В. А. Мо­царта (1987; обе – «Ко­вент-Гар­ден», Лон­дон), «Тру­ба­дур» Дж. Вер­ди (1983, «Сид­ней Опе­ра ха­ус»). Ра­бо­тал в об­лас­ти ил­лю­ст­ра­ции (к про­из­ве­де­ни­ям Дан­те, У. Шек­спи­ра и др.), мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (рос­пи­си на те­му «Рай­ский сад» в Цен­тре ис­кусств в Мель­бур­не, 1968–70). Воз­ве­дён в ры­цар­ское до­сто­ин­ст­во (1981).

Лит.: Lynn E. S. Nolan: myth and imagery. L., 1967; idem. S. Nolan: Australia. Sydney, 1979; idem. Nolan’s Ned Kelly paintings and dra­wings... Canberra, 1985; Fry G. Nolan’s Gallipoli. Adelaide, 1983; Adams B. S. Nolan: such is life: a biography. Hawthorn, 1987; Clark J. S. Nolan: landscapes and legends: a retrospective exhibition, 1937–1987. (Cat.). Sidney, 1987; Rosen­thal T. G. S. Nolan. L., 2002; S. Nolan. Retrospective. (Cat.). Melbourne, 2007; Underhill N. Nolan on Nolan. Camberwell; L., 2007.

Вернуться к началу