Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НИМЕ́ЙЕР СУАРИС ФИЛЬЮ ОСКАР

Авторы: Н. И. Фролова
О. Нимейер. Музей О. Нимейера в Куритибе. 2002.

НИМЕ́ЙЕР, Ни­мей­ер Суа­рис Фи­лью (Nie­meyer Soares Filho) Ос­кар (15.12.1907, Рио-де-Жа­ней­ро – 5.12.2012, там же), браз. ар­хи­тек­тор, поч. чл. АХ СССР (1983). Окон­чил Нац. шко­лу изящ­ных ис­кусств в Рио-де-Жа­ней­ро (1929–34), где учил­ся у Л. Кос­ты. С 1932 ра­бо­тал в его ар­хит. мас­тер­ской, вме­сте с ним уча­ст­во­вал в про­ек­ти­ро­ва­нии зда­ния Мин-ва про­све­ще­ния и здра­во­охра­не­ния в Рио-де-Жа­ней­ро (1937–43, совм. с А. Э. Рей­ди, Р. Бур­ле Мар­ксом и др., ны­не Дво­рец куль­ту­ры им. Г. Ка­па­не­мы), тог­да же по­зна­ко­мил­ся с идея­ми мо­дер­низ­ма в ин­тер­пре­та­ции Ле Кор­бю­зье, быв­ше­го кон­суль­тан­том это­го про­ек­та. Пер­вой круп­ной са­мо­сто­ят. ра­бо­той Н. стал ком­плекс в Пам­пу­лье, близ Бе­лу-Ори­зон­ти, за­ка­зан­ный Ж. Ку­би­че­ком (1942–43): рас­по­ло­жен­ные во­круг ис­кусств. озе­ра, в зе­лё­ной зо­не (1941–1944, ланд­шафт­ный арх. Бур­ле Маркс), ка­зи­но, рес­то­ран, тан­це­валь­ный зал, яхт-клуб, ц. Сан-Фран­си­ску [на фа­са­де – пан­но из из­раз­цов (азу­ле­жус), худ. К. Пор­ти­нари] со­че­та­ют прин­ци­пы со­вре­мен­но­го дви­же­ния и эле­мен­ты «тро­пи­че­ско­го мо­дер­низ­ма» с его скульп­тур­ны­ми, кри­во­ли­ней­ны­ми объ­ё­ма­ми, мак­си­маль­но ис­поль­зую­щи­ми воз­мож­но­сти же­ле­зо­бе­то­на. В 1947 при­нял уча­стие в про­ек­ти­ро­ва­нии штаб-квар­ти­ры ООН в Нью-Йор­ке (1949–50). Адм. зда­ние «Ко­пан» в Сан-Пау­лу (про­ект 1951–54; 1957–66) и собств. вил­ла Ка­но­ас в Рио-де-Жа­ней­ро (1953, ланд­шафт­ный арх. Бур­ле Маркс) де­мон­ст­ри­ру­ют прин­ци­пы сво­бод­но­го, не­функ­цио­наль­но­го фор­мо­об­ра­зо­ва­ния, ха­рак­тер­ные для все­го твор­че­ст­ва Н.

В 1956 Ж. Ку­би­чек, став­ший пре­зи­ден­том Бра­зи­лии, на­зна­чил Н. гл. ар­хи­тек­то­ром от­де­ла ар­хи­тек­ту­ры и гра­до­строи­тель­ст­ва гос. кор­по­ра­ции «No­va­cap», за­ни­мав­шей­ся строи­тель­ст­вом но­вой сто­ли­цы – Бра­зи­лиа. Н. про­вёл кон­курс на гра­до­стро­ит. ре­ше­ние го­ро­да, в ко­то­ром по­бе­дил Л. Кос­та, а так­же за­нял­ся про­ек­ти­ро­ва­ни­ем клю­че­вых об­ществ. зда­ний: жел.-бе­тон. скульп­тур­ные объ­ё­мы Двор­ца Рас­све­та (ре­зи­ден­ция пре­зи­ден­та рес­пуб­ли­ки, 1958–59), Нац. кон­грес­са (1960), Вер­хов­но­го су­да (1960), МИДа (1966), ка­фед­раль­но­го со­бо­ра (1959–60; пе­ре­стро­ен Н. в 1986–87) и мн. др. рас­счи­та­ны на вос­при­ятие из­да­ле­ка, с ши­ро­ких про­спек­тов и пло­ща­дей г. Бра­зилиа; слож­ные, на­ме­рен­но не­це­ле­со­образ­ные фор­мы «фор­ма­ли­сти­че­ских» по­стро­ек Н. тре­бо­ва­ли так­же слож­но­го инж. ре­ше­ния. В Бер­ли­не Н. по­стро­ил жи­лой дом для об­раз­цо­во­го райо­на вы­став­ки «Ин­тер­бау» (1957; т. н. Ган­зей­ский квар­тал). В 1960–80-е гг. он мно­го ра­бо­тал за пре­де­ла­ми Бра­зи­лии, что бы­ло свя­за­но с ус­та­нов­ле­ни­ем в стра­не не­бла­го­при­ят­но­го для Н.-ком­му­ни­ста ре­жи­ма во­ен. дик­та­ту­ры (1964–85); в 1965 он эми­гри­ро­вал во Фран­цию и по­се­лил­ся в Па­ри­же. В этот пе­ри­од бы­ли по­строе­ны: Ме­ж­ду­нар. вы­ста­воч­ный ком­плекс в Три­по­ли (про­ект 1962; 1975), штаб-квар­ти­ра КП Фран­ции в Па­ри­же (про­ект 1965; 1967–71, за­вер­ше­но в 1979–1980; совм. с арх. П. Ше­ме­то­вым, инж. Ж. Пру­ве и др.), зда­ние изд-ва «Mon­dadori» в Ми­ла­не (про­ект 1968; 1975), ан­самбль ун-та Мен­ту­ри в Кон­стан­ти­не в Ал­жи­ре (1974), ком­плекс «Вул­кан» в Гав­ре (Нац. куль­тур­ный центр; 1982) и др. Им был соз­дан ген­план г. Ал­жир (1968) и ря­да франц. го­ро­дов. По воз­вра­ще­нии в Бра­зи­лию в 1985 Н., пре­им. при­ме­няя же­ле­зо­бе­тон, соз­да­ёт ан­самб­ли, со­еди­няю­щие не­функ­цио­наль­ные «мо­ну­мен­ты» и ути­ли­тар­ные со­ору­же­ния («Сам­бо­дром» в Рио-де-Жа­ней­ро, 1983–84; Ме­мо­ри­ал Лат. Аме­ри­ки в Сан-Пау­лу, 1989), ис­поль­зу­ет всё бо­лее уп­ро­щён­ные гео­мет­рич. объ­ё­мы [Му­зей совр. иск-ва в Ни­те­рое (1996; ны­не в со­ста­ве ан­самб­ля «До­ро­ги Ни­мей­ера», 2000-е гг.), Му­зей О. Ни­мей­е­ра в Ку­ри­ти­бе (2002) и мн. др.], осо­бен­но час­то – фор­му по­лу­сфе­ры (Нац. му­зей в г. Бра­зи­лиа, 2006; Меж­ду­нар. куль­тур­ный центр Ос­ка­ра Ни­мей­е­ра в Ави­ле­се, 2010, и др.). Так­же за­ни­мал­ся ди­зай­ном ме­бе­ли. Ав­тор ро­ма­на «Пе­ред ли­цом не­бы­тия» («Diante do nada», 1999). Ме­ж­ду­нар. Ле­нин­ская пр. «За ук­ре­п­ле­ние ми­ра ме­ж­ду на­ро­да­ми» (1963). Ко­ман­дор ор­де­на По­чёт­но­го ле­гио­на (2007).

Соч.: Мой опыт строи­тель­ст­ва Бра­зи­лиа. М., 1963; Ар­хи­тек­ту­ра и об­ще­ст­во. М., 1975; A forma na arquitetura. Rio de J., 1978; The curves of time: the memoirs. L., 2000; Minha arquite­tu­ra: 1937–1994. Rio de J., 2004.

Лит.: Papadaki S. The work of О. Niemeyer. N. Y., 1950; Spade R. O. Niemeyer. L., 1971; O. Niemeyer. Mil., 1975; О. Ни­мей­ер. (Кат. вы­став­ки). М., 1981; Хайт В. Л. О. Ни­мей­ер. М., 1986; Underwood D. K. O. Niemeyer and the architecture of Brazil. N. Y., 1994; Petit J. Niemeyer, poète d’architecture. P.; Luga­no, 1995; O. Niemeyer, eine Legende der Mo­der­ne. Basel u. a., 2003; Hess A., Weintraub A. O. Niemeyer houses. N. Y., 2006; idem. O. Nie­meyer buildings. N. Y., 2009; Ар­хи­тек­тор О. Ни­мей­ер. По­эзия фор­мы. [Кат. вы­став­ки]. М., 2007; Philippou S. O. Niemeyer: curves of irreverence. New Haven; L., 2008.

Вернуться к началу