Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КО́МЕ́НСКИЙ ЯН АМОС

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 611

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Д. Чапкова, Л. А. Микешина

КО́МЕ́НСКИЙ (Komenský, Comenius) Ян Амос [28.3.1592, Нив­ни­це, ны­не близ Угер­ске-Гра­диш­те (Че­хия) – 15.11.1670, Ам­стер­дам], чеш. мыс­ли­тель-гу­ма­нист, пе­да­гог, об­ществ. дея­тель. Ро­дил­ся в се­мье чле­на про­тес­тант­ской об­щи­ны чеш­ских брать­ев. Учил­ся в Хер­борн­ской ака­де­мии и Гей­дель­берг­ском ун-те (1611–14). В 1614–1620 пре­по­да­вал и был про­по­вед­ни­ком в Прше­ро­ве, за­тем в Фуль­не­ке (Мо­ра­вия), где в 1618 из­бран свя­щен­ни­ком. В 1650 стал пер­вым епи­ско­пом чеш­ских брать­ев, вме­сте с ко­то­ры­ми под­вер­гал­ся го­не­ни­ям; с 1628 жил в из­гна­нии в Поль­ше (г. Леш­но), Венг­рии, Шве­ции, Гол­лан­дии.

Фи­лос. взгля­ды К. сло­жи­лись во мно­гом под влия­ни­ем идей Ф. Бэ­ко­на и Х. Л. Ви­ве­са. В ран­ней ра­бо­те «Спор­ные во­про­сы, со­б­ран­ные в са­ду фи­ло­со­фии» (1613) К. вы­де­лял три ис­точ­ни­ка по­зна­ния: чув­ст­ва, ра­зум и Свя­щен­ное Пи­са­ние, счи­тая, что «нет ни­че­го в уме, че­го рань­ше не бы­ло бы в ощу­ще­нии, как нет ни­че­го в ве­ре, че­го рань­ше не бы­ло бы в уме».

Ещё в пе­ри­од обу­че­ния К. со­брал ог­ром­ный язы­ко­вой ма­те­ри­ал к кн. «Клад чеш­ско­го язы­ка» (ру­ко­пись сго­ре­ла в 1656), про­бо­вал се­бя в ду­хов­ной по­эзии, за­ни­мал­ся тео­ри­ей чеш. сти­хо­сло­же­ния (трак­тат «О чеш­ской по­эзии»  «O poe­zii ceske», 1620). Ост­рая са­ти­ра на ев­роп. об­ще­ст­во вре­мён Три­дца­ти­лет­ней вой­ны 1618–48 со­дер­жит­ся в соч. «Ла­би­ринт ми­ра и рай серд­ца» («Labirynt swěta a ràȷ̀ srdce», 1623, опубл. в 1631, рус. пер. 1896), по­эти­ка ко­то­ро­го (в пер­вую оче­редь об­ра­зы ла­би­рин­та и ис­ка­жаю­щих кар­ти­ну ре­аль­но­сти оч­ков) во мно­гом пе­ре­кли­ка­ет­ся с про­из­ве­де­ния­ми ли­те­ра­ту­ры ев­роп. мань­е­риз­ма и ба­рок­ко.

Ви­дя путь к ис­прав­ле­нию ми­ра в со­вер­шен­ст­во­ва­нии сис­те­мы вос­пи­та­ния и об­ра­зо­ва­ния лю­дей, К. из­ло­жил про­ект все­сто­рон­ней пе­да­го­гич. ре­фор­мы и уни­вер­саль­но­го обу­че­ния в со­чи­не­ни­ях на чеш. яз. «Ди­дак­ти­ка» (1628–32, опубл. в 1649; её пе­ре­ра­бо­тан­ный в 1631–32 ва­ри­ант был на­зван им «Рай церк­ви, или Рай чеш­ский») и на лат. яз. «Ве­ли­кая ди­дак­ти­ка» («Didactica magna», 1633–1638, опубл. в 1657, рус. пер. 1875–77). «Ин­фор­ма­то­рий ма­те­рин­ской шко­лы» стал пер­вой тео­ри­ей до­шко­ль­но­го вос­пи­та­ния де­тей. К. соз­дал еди­ную сис­те­му об­ра­зо­ва­ния и на­ме­тил её струк­ту­ру: ма­те­рин­ская шко­ла (вос­пи­та­ние в се­мье под ру­ко­во­дством ма­те­ри до 6 лет), шко­ла род­но­го язы­ка для де­тей от 6 до 12 лет (изу­че­ние род­но­го язы­ка, ариф­ме­ти­ки, эле­мен­тов гео­мет­рии, гео­гра­фии, при­ро­до­ве­де­ния, чте­ние Свя­щен­но­го Пи­са­ния, зна­ком­ст­во с важ­ней­ши­ми ре­мёс­ла­ми), в круп­ных го­ро­дах для наи­бо­лее спо­соб­ных уча­щих­ся с 12 до 18 лет – ла­тин­ская шко­ла или гим­на­зия (в учеб­ный план гим­на­зии, на­ря­ду с тра­ди­ци­он­ны­ми семью сво­бод­ны­ми ис­кус­ст­ва­ми, К. вво­дил ес­те­ст­во­зна­ние, ис­то­рию, гео­гра­фию). На­ко­нец, в ка­ж­дом го­су­дар­ст­ве долж­на быть ака­де­мия – выс­шая шко­ла для мо­ло­дё­жи с 18 до 24 лет (к этой сис­те­ме в позд­ней­шей «Пан­пе­дии» К. до­ба­вил «шко­лы зре­ло­го воз­рас­та и ста­рос­ти», в ко­то­рых «пре­по­да­ёт» са­ма жизнь). Вна­ча­ле К. от­да­вал пред­поч­те­ние пред­мет­но­му прин­ци­пу пре­по­да­ва­ния и под­го­то­вил ряд учеб­ни­ков по фи­зи­ке, гео­мет­рии, гео­де­зии, гео­гра­фии, ас­тро­но­мии, ис­то­рии. При­дя к убе­ж­де­нию, что че­ло­век дол­жен по­лу­чить це­ло­ст­ную сис­те­му зна­ний о при­ро­де, че­ло­ве­ке и ду­хов­ном ми­ре, он соз­дал учеб­ник «От­кры­тая дверь к язы­кам» («Janua lin­gua­rum re­serata», 1631), пе­ре­ве­дён­ный на 16 язы­ков. Про­ект эн­цик­ло­пе­дич. сис­те­мы зна­ния – пан­со­фии («Пред­вест­ник все­об­щей муд­ро­сти»  «Pansophiæ Prod­ro­mus», 1639, рус. пер. 1939) был под­дер­жан в Анг­лии и Фран­ции, англ. пар­ла­мент да­же при­нял по­ста­нов­ле­ние об ор­га­ни­за­ции учё­ной кол­ле­гии для раз­ра­бот­ки «Пан­со­фии», но это­му по­ме­ша­ла гражд. вой­на.

При­гла­шён­ный в 1640-х гг. в Шве­цию для про­ве­де­ния школь­ной ре­фор­мы, К. под­го­то­вил учеб­ни­ки лат. яз. для швед. школ: «Пред­две­рие ла­тин­ско­го язы­ка» («Vestibulum latinæ linguæ»), «Зал ла­ти­низ­ма» («Atrium linguæ latinæ », 1643–1649, опубл. в 1649) и др. С 1650 про­во­дил ре­фор­му школ в Венг­рии, где в Ша­рош­па­та­ке пы­тал­ся час­тич­но реа­ли­зо­вать свою идею уст­рой­ст­ва шко­лы, обос­но­вав её прин­ци­пы в соч. «Пан­со­фи­че­ская шко­ла» (1651). Ил­лю­ст­ри­ро­ван­ный учеб­ник лат. яз. для на­чи­наю­щих «Мир чув­ст­вен­ных ве­щей в кар­тин­ках» («Orbis sensualium pictus», 1658, рус. пер. 1768) стал обя­за­тель­ной учеб­ной кни­гой по «Ус­та­ву на­род­ных учи­лищ в Рос­сий­ской им­пе­рии» (1786).

С 1656 К. жил в Ам­стер­да­ме, где под­го­то­вил 4-том­ное со­б­ра­ние сво­их лат. пе­да­го­гич. со­чи­не­ний. На­ча­тый в 1644 труд «Все­об­щий со­вет об ис­прав­ле­нии дел че­ло­ве­че­ских» («De rerum humanarum emen­datione consultatio catholica», ч. 1–2, 1662, пол­но­стью из­дан в 1966 в Пра­ге), став­ший ито­гом его фи­лос.-пе­да­го­гич. и со­ци­аль­но-ре­фор­ма­тор­ских пла­нов, пред­став­ля­ет со­бой гран­ди­оз­ный про­ект улуч­ше­ния об­ществ. жиз­ни и ме­ж­ду­нар. от­но­ше­ний че­рез ус­та­нов­ле­ние все­об­ще­го ми­ра и ве­ро­тер­пи­мо­сти, вы­рав­ни­ва­ния эко­но­ми­че­ско­го и куль­тур­но­го уров­ня всех на­ро­дов, все­об­ще­го обу­че­ния и вос­пи­та­ния, оди­на­ко­во­го для всех лю­дей. Про­из­ве­де­ние со­сто­ит из не­сколь­ких час­тей, по­свя­щён­ных все­об­ще­му «про­бу­ж­де­нию» («Па­не­гер­сия»), «про­све­ще­нию» («Па­нав­гия»), «все­об­щей муд­ро­сти» («Пан­со­фия»), все­об­ще­му «уст­рое­нию» («Пан­так­сия») и «вос­пи­та­нию» («Пан­пе­дия»), для по­вы­ше­ния эф­фек­тив­но­сти ко­то­ро­го и обес­пе­че­ния со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду на­ро­да­ми К. пред­ла­гал соз­дать «все­об­щий язык» («Панг­ло­тия»). «Все­об­щее ис­прав­ле­ние» («Па­нор­то­сия») за­вер­ша­ет этот про­ект пол­но­го пре­об­ра­зо­ва­ния всех сфер че­ло­ве­че­ской дея­тель­но­сти (пре­ж­де все­го фи­ло­со­фии, ре­ли­гии и по­ли­ти­ки), при­чём са­мо­ис­прав­ле­ние ка­ж­до­го отд. че­ло­ве­ка свя­зы­ва­лось К. с ис­прав­ле­ни­ем осн. об­ществ. ин­сти­ту­тов (се­мьи, шко­лы, церк­ви, го­су­дар­ст­ва). Идеи К. ока­за­ли гро­мад­ное воз­дей­ст­вие на всё по­сле­дую­щее раз­ви­тие ев­роп. пе­да­го­ги­ки.

Соч.: Opera didactica omnia. Praha, 1957. Vol. 1–3; Избр. пе­да­го­ги­че­ские соч. М., 1982. Т. 1–2; Соч. М., 1997; [Избр. соч.]. М., 2002.

Лит.: Acta comeniana. Brno; Praha, 1912–1969–. Vol. 1–25–; Capko­va D. Některé zák­ladní principy pedagogického myšlení J. A. Komenského. Praha, 1977; Otázky současné ko­meniologie. Praha, 1981; Смо­ля­ниц­кий Я. А. Три ве­ка Я. А. Ко­мен­ско­го. М., 1987; Кра­тох­вил М. В. Жизнь Я. А. Ко­мен­ско­го. М., 1991.

Вернуться к началу