Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЕ́ЙНСБОРО ТОМАС

Авторы: Т. С. Воронина
Т. Гейнсборо. «Пейзаж с песчаным карьером». Ок. 1746–47. Национальная галерея Ирландии (Дублин).

ГЕ́ЙНСБОРО (Gainsborough) То­мас (кре­щён 14.5.1727, Сад­бе­ри, граф­ст­во Суф­фолк – 2.8.1788, Лон­дон), англ. жи­во­пи­сец и ри­со­валь­щик. Ро­дил­ся в се­мье тор­гов­ца сук­ном. Ок. 1740 прие­хал в Лон­дон, где обу­чал­ся в сту­ди­ях разл. ху­дож­ни­ков (Ю. Ф. Грав­ло и др.), изу­чал ев­роп. жи­во­пись 17–18 вв. в англ. кол­лек­ци­ях (голл. пей­за­жи­стов, твор­че­ст­во А. Ват­то и мас­те­ров франц. ро­ко­ко, так­же У. Хо­гар­та и А. Рэм­зи). Круп­ней­ший (на­ря­ду с Дж. Рей­нол­дсом) англ. порт­ре­тист 18 в., Г. на­чи­нал как пей­за­жист [«Кор­нард­ский лес» («Лес Гейнс­бо­ро»), ок. 1748, Нац. га­ле­рея, Лон­дон]. Его ран­ние порт­ре­ты от­ли­ча­ют­ся на­ив­ным по­этич. оча­ро­ва­ни­ем, в них зна­чит. роль от­ве­де­на пей­за­жу. Они ис­пол­не­ны в Сад­бе­ри (1748–51) и Ип­суи­че (1752 – ок. 1759), где за­каз­чи­ка­ми Г. бы­ли ок­ре­ст­ные по­ме­щи­ки (порт­ре­ты Р. Эн­д­рю­са с же­ной, 1748–49, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; Л. Хи­ни­га с се­ст­рой, 1750-е гг., Му­зей Фи­ц­уиль­я­ма, Кем­бридж); с осо­бой не­по­сред­ст­вен­но­стью и те­п­ло­той на­пи­са­ны об­ра­зы де­тей («До­че­ри ху­дож­ни­ка, бе­гу­щие за ба­боч­кой», ок. 1758, Нац. га­ле­рея, Лон­дон, и др.). Внутр. све­то­нос­ность ко­ло­ри­та ста­но­вит­ся от­ны­не од­ной из гл. осо­бен­но­стей жи­во­пи­си Гейнс­бо­ро.

В 1759–73 Г. ра­бо­тал в Ба­те, где круг его за­каз­чи­ков со­ста­ви­ли англ. знать, ак­тё­ры и му­зы­кан­ты. Но­вые пер­со­на­жи тре­бо­ва­ли боль­шей ре­пре­зен­та­тив­но­сти; в порт­ре­тах ощу­ти­мо влия­ние А. ван Дей­ка (порт­рет Дж. Бат­то­ла, или «Маль­чик в го­лу­бом», ок. 1770, Ху­дож. га­ле­рея Хан­тинг­тон, Сан-Ма­ри­но, штат Ка­ли­фор­ния). Вер­но схва­ты­вая ха­рак­тер мо­де­ли, Г. во­пло­ща­ет об­раз с боль­шой жи­во­пис­ной сво­бо­дой и оду­хо­тво­рён­но­стью, па­рад­ность пре­об­ра­жа­ет­ся у не­го в ра­фи­ни­ро­ван­ную де­ко­ра­тив­ность и при­да­ёт не­ко­то­рым из порт­ре­тов на­лёт изящ­ной те­ат­раль­но­сти (Ан­на Форд, 1760, Ху­дож. му­зей, Цин­цин­на­ти; гр. Мэ­ри Хау, 1763–64, Кен­вуд-ха­ус, Лон­дон).

Т. Гейнсборо. «Мальчик в голубом» (портрет Дж. Баттола). Ок. 1770. Художественная галерея Хантингтон (Сан-Марино, штат Калифорния).

В 1774 ху­дож­ник пе­ре­ехал в Лон­дон. Для ра­бот его позд­не­го пе­рио­да, вос­соз­даю­щих тон­чай­шие ду­шев­ные дви­же­ния, ха­рак­тер­на вир­ту­оз­ная лёг­кость жи­во­пис­ной тех­ни­ки: порт­ре­ты Мэ­ри Грэм (1775–77, Нац. га­ле­рея Шот­лан­дии, Эдин­бург), «Да­ма в го­лу­бом» (кон. 1770-х гг., Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), мис­сис Э. Ше­ри­дан (ок. 1785–87, Нац. га­ле­рея, Ва­шинг­тон); ав­то­порт­рет (1787, Ко­ро­лев­ская АХ, Лон­дон), а так­же двой­ные се­мей­ные порт­ре­ты [«Ут­рен­няя про­гул­ка» (У. Хал­летт с же­ной), 1785, Нац. га­ле­рея, Лон­дон]. Сви­де­тель­ст­вом дру­же­ских свя­зей Г. с ар­ти­стич. сре­дой ста­ли порт­ре­ты ком­по­зи­то­ров И. К. Ба­ха (1776, Муз. ли­цей, Бо­ло­нья), К. Ф. Абе­ля (ок. 1777, Ху­дож. га­ле­рея Хан­тинг­тон, Сан-Ма­ри­но, штат Ка­ли­фор­ния) и И. К. Фи­ше­ра (ок. 1780, Бу­кин­гем­ский дво­рец, Лон­дон), ак­три­сы Са­ры Сид­донс (ок. 1783–85, Нац. га­ле­рея, Лон­дон). Из­люб­лен­ные ху­дож­ни­ком хо­лод­ные то­на, от­те­нён­ные мяг­ки­ми пер­ла­мут­ро­вы­ми пе­ре­ли­ва­ми кра­сок, при­да­ют осо­бую по­этич­ность сель­ским пей­за­жам Г., в ко­то­рых за­мет­но влия­ние позд­не­го П. П. Ру­бен­са. Его пей­за­жи – сво­его ро­да ва­риа­ции на те­мы ре­аль­ных при­род­ных мо­ти­вов, не­ред­ко ском­по­но­ван­ных в мас­тер­ской из кам­ней, мха, кус­ков зер­ка­ла и т. п. Они пред­вос­хи­ти­ли ис­ка­ния ро­ман­тиз­ма и «пей­заж на­строе­ния» («За­кат. Чет­вёр­ка ло­ша­дей, пью­щих во­ду из ру­чья», 1760–65, га­ле­рея Тейт; «Во­до­пой», 1777, Нац. га­ле­рея, Лон­дон; «По­воз­ка, еду­щая на яр­мар­ку», 1786–87, га­ле­рея Тейт, и др.); во мно­гих ра­бо­тах реа­ли­зо­вал­ся так­же дар ху­дож­ни­ка-ани­ма­ли­ста. В по­след­ние го­ды жиз­ни Г. был ув­ле­чён соз­да­ни­ем пей­за­жей на стек­лян­ных пла­стин­ках для про­еци­ро­ва­ния в «вол­шеб­ном фо­на­ре» (10 ра­бот, ок. 1783, в Му­зее Вик­то­рии и Аль­бер­та, Лон­дон). Изо­бра­же­ния при­ро­ды и сце­ны сель­ской жиз­ни за­ни­ма­ют зна­чит. ме­сто и сре­ди ри­сун­ков Г. Его твор­че­ст­во сыг­ра­ло важ­ную роль в даль­ней­шем раз­ви­тии англ. шко­лы жи­во­пи­си (твор­че­ст­во Дж. Кон­стеб­ла и др.). Г. – один из чле­нов-ос­но­ва­те­лей Ко­ро­лев­ской АХ в Лон­до­не (1768).

Соч.: The letters / Ed. J. Hayes. New Hawen; L., 2001.

Лит.: Woodall M. Th. Gainsborough, his life and work. L., 1949; Не­кра­со­ва Е. А. Пись­ма Т. Гейнс­бо­ро как ис­точ­ник для су­ж­де­ния о его эс­те­ти­че­ских воз­зре­ни­ях // Фи­ло­со­фия ис­кус­ст­ва в про­шлом и на­стоя­щем. М., 1981; она же. Т. Гейнс­бо­ро. М., 1990; Hayes J. The landscape paintings of Th. Gainsborough. L., 1982. Vol. 1–2; Postle M. Th. Gainsborough. L., 2002; Gainsborough. (Cat.). L., 2002; Vaug­han W. Gainsborough. L., 2002.

Вернуться к началу