Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПА́ВЕЛ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 11

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Е. М. Юхименко

ПА́ВЕЛ (мир­ское имя не­из­вест­но) [г. ро­ж­де­ния не­изв., с. Ко­лы­че­во, ны­не Лыс­ков­ско­го р-на Ни­же­го­род­ской обл. – 3(13).4.1656, вероятно, Хутынский мон.], епи­скоп Ко­ло­мен­ский и Ка­шир­ский, дея­тель ран­не­го ста­ро­об­ряд­че­ст­ва. Ро­дил­ся в се­мье свя­щен­ни­ка. По­стри­жен в мо­на­хи в Свя­то-Тро­иц­ком Ма­ка­рие­вом Жел­то­вод­ском мон., там же ру­ко­по­ло­жен в свя­щен­ни­ки, ис­пол­нял долж­ность ка­зна­чея (с 1636). Вхо­дил в сфор­ми­ро­вав­ший­ся в Мо­ск­ве т. н. кру­жок бо­го­люб­цев (Кру­жок рев­ни­те­лей бла­го­чес­тия), сре­ди ко­то­рых бы­ли цар­ский ду­хов­ник про­то­поп Сте­фан Во­ни­фан­ть­ев, Ав­ва­кум, ко­ст­ром­ской про­то­поп Да­ни­ил и др. П. яв­лял­ся по­бор­ни­ком еди­но­глас­но­го бо­го­слу­же­ния и на­реч­но­го пе­ния. С 1651 игу­мен Паф­нуть­е­ва Бо­ров­ско­го мон. По­сле смер­ти пат­ри­ар­ха Ио­си­фа (1652) был в чис­ле 12 кан­ди­да­тов на пат­ри­ар­ший пре­стол; 25.7(4.8).1652 уча­ст­во­вал в ин­тро­ни­за­ции пат­ри­ар­ха Ни­ко­на.

17(27).10.1652 ру­ко­по­ло­жен пат­ри­ар­хом Ни­ко­ном в епи­ско­пы с на­зна­че­ни­ем на Ко­ло­мен­скую и Ка­шир­скую ка­фед­ру. Как и все «бо­го­люб­цы», П. не одоб­рил ра­зо­слан­ную по епар­хи­ям в на­ча­ле Ве­ли­ко­го по­ста 1653, по­ло­жив­шую на­ча­ло ре­фор­мам в Рус. церк­ви «Па­мять» пат­ри­ар­ха Ни­ко­на о за­ме­не час­ти зем­ных по­кло­нов на ве­ли­ко­по­ст­ной мо­лит­ве прп. Еф­ре­ма Си­ри­на по­яс­ны­ми и о трое­пер­ст­ном кре­ст­ном зна­ме­нии вме­сто дву­пер­ст­но­го. На со­бо­ре 1654 П., со­слав­шись на цер­ков­ное пре­да­ние и тек­сты древ­них ус­та­вов, вы­ска­зал не­со­гла­сие с эти­ми ре­фор­ма­ми и на­сто­ял на том, что­бы в дея­ние со­бо­ра бы­ло за­пи­са­но его «осо­бое» мне­ние. За этот пуб­лич­ный про­тест пат­ри­арх Ни­кон, ве­ро­ят­но, в ию­не 1654, во­пре­ки нор­мам цер­ков­но­го пра­ва, еди­но­лич­но из­верг П. из епи­скоп­ско­го са­на (что со­ста­ви­ло од­ну из вин пат­ри­ар­ха при осу­ж­де­нии его со­бо­ром в 1666). В авг. 1654 П. был со­слан в Па­лео­ст­ров­ский Ро­ж­де­ст­вен­ский мон. на Онеж­ское оз., в февр. – мар­те 1656 пе­ре­ве­дён под бо­лее стро­гий над­зор в нов­го­род­ский Ху­тын­ский мо­на­стырь, где при­нял под­виг юрод­ст­ва. Был един­ст­вен­ным ар­хие­ре­ем, от­кры­то вы­сту­пив­шим про­тив цер­ков­ной ре­фор­мы и не пре­кра­щав­шим сво­ей про­по­ве­ди. Кон­чи­на П., точ­ные об­стоя­тель­ст­ва ко­то­рой не яс­ны (он был умо­рён го­ло­дом или со­жжён), по­сле­до­ва­ла, со­глас­но об­ще­при­ня­то­му ста­ро­об­рядч. пре­да­нию, в Ве­ли­кий чет­верг. По­чи­та­ет­ся ста­ро­об­ряд­ца­ми свя­тым в ли­ке свя­щен­но­му­че­ни­ка.

Лит.: По­ныр­ко Н. В. Об­нов­ле­ние Ма­ка­рие­ва Жел­то­вод­ско­го мо­на­сты­ря и но­вые лю­ди XVII в. – рев­ни­те­ли бла­го­чес­тия // Тру­ды От­де­ла древ­не­рус­ской ли­те­ра­ту­ры. Л., 1990. Т. 43; Зень­ков­ский С. А. Рус­ское ста­ро­об­ряд­че­ст­во: Ду­хов­ные дви­же­ния 17-го в. М., 1995; Уру­шев Д. А. К био­гра­фии епи­ско­па Пав­ла Ко­ло­мен­ско­го // Ста­ро­об­ряд­че­ст­во в Рос­сии (XVII–XX вв.). М., 2004. Вып. 3; Пас­каль П. Про­то­поп Ав­ва­кум и на­ча­ло рас­ко­ла. М., 2011.

Вернуться к началу