Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕ-ПЕРСЕ́

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов

НЕ-ПЕРСЕ́ (от франц. nez percés – про­коло­тые но­сы, от прак­ти­ки про­ка­лы­ва­ния но­со­вой пе­ре­го­род­ки; са­мо­на­зва­ние Ni­míipuu – лю­ди), ин­дей­ский на­род груп­пы са­хап­ти­нов в США. Чис­лен­ность 4,1 тыс. чел. (2000, пе­ре­пись), боль­шин­ст­во про­жи­ва­ют в ре­зер­ва­ции на се­ве­ро-за­па­де шта­та Ай­да­хо. Го­во­рят в осн. по-анг­лий­ски. Ок. 200 чел. стар­ше­го по­ко­ле­ния со­хра­ня­ют яз. не-пер­се; в не­ко­то­рых шта­тах пре­по­да­ёт­ся в кол­лед­жах. Диа­лек­ты – верх­ний и ниж­ний; пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Ве­рую­щие – пре­сви­те­риа­не, ме­то­ди­сты, пя­ти­де­сят­ни­ки, ка­то­ли­ки; есть при­вер­жен­цы тра­диц. куль­тов.

К на­ча­лу кон­так­тов с аме­ри­кан­ца­ми (экс­пе­ди­ция М. Льюи­са и У. Клар­ка, 1805) за­ни­ма­ли тер­ри­то­рию на юго-вос­то­ке совр. шта­та Ва­шинг­тон, се­ве­ро-вос­то­ке шта­та Оре­гон, се­ве­ре шта­та Ай­да­хо и за­па­де шта­та Мон­та­на. По­се­ле­ния (св. 70) на­хо­ди­лись в сред­нем те­че­нии р. Снейк и ни­зовь­ях рек Кли­руо­тер и Сал­мон.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ин­дей­цев Пла­то. Жи­ли­ще – дву­скат­ная, кры­тая ци­нов­ка­ми по­строй­ка дли­ной до 30 м; в се­зон­ных ла­ге­рях – ко­ни­че­ский ша­лаш, с 18 в. – ти­пи. С се­ре­ди­ны ле­та по но­ябрь ос­тав­ля­ли свои де­рев­ни и се­ли­лись вы­ше по те­че­нию рек, где за­ни­ма­лись охо­той (ва­пи­ти, олень, лось, гор­ные ба­ран и ко­зёл, чёр­ный мед­ведь, гриз­ли и др.), ры­бо­лов­ст­вом (фо­рель и ло­сось) и со­би­ра­тель­ст­вом (лу­ко­ви­цы ка­мас, ди­кие мор­ковь и лук, ир­га, кед­ро­вый орех, се­ме­на под­сол­ну­ха и др.); со­вер­ша­ли крат­кие экс­пе­ди­ции для охо­ты на би­зо­на на Ве­ли­кие рав­ни­ны. С кон. 17 в. ста­ли за­ни­мать­ся ко­не­вод­ст­вом (Не-п. при­пи­сы­ва­ет­ся вы­ве­де­ние по­ро­ды ап­па­лу­за) и по­сто­ян­но охо­тить­ся на би­зо­на на Ве­ли­ких рав­ни­нах, вос­при­ня­ли мн. чер­ты степ­ной ко­че­вой куль­ту­ры, ак­тив­но уча­ст­во­ва­ли в пуш­ной и по­сред­нич. тор­гов­ле. Счёт род­ст­ва би­ла­те­раль­ный. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва ге­не­рац. ти­па в по­ко­ле­нии эго и би­фур­ка­тив­но-ли­ней­но­го в по­ко­ле­нии ро­ди­те­лей. Сиб­лин­ги де­лят­ся по от­но­сит. воз­рас­ту и от­но­сит. по­лу. Прак­ти­ку­ет­ся со­ро­раль­ная по­ли­ги­ния. Рас­про­стра­не­ны от­но­ше­ния под­шу­чи­ва­ния и ри­ту­аль­ный об­мен по­дар­ка­ми ме­ж­ду род­ст­вен­ни­ка­ми. Неск. боль­ших се­мей со­став­ля­ли од­ну де­рев­ню, управ­ляе­мую пред­во­ди­те­лем (час­то на­след­ст­вен­ным) и со­ве­том глав се­мей. К нач. 19 в. сло­жи­лись 4 тер­ри­то­ри­аль­ных объ­е­ди­не­ния, воз­глав­ляе­мые мир­ны­ми во­ж­дя­ми; уча­стив­шие­ся меж­пле­мен­ные столк­но­ве­ния (вое­ва­ли с чер­но­но­ги­ми, шо­шо­на­ми и др., име­ли дру­же­ст­вен­ные от­но­ше­ния с кроу, флат­хе­да­ми и др.) при­ве­ли к вы­дви­же­нию во­ен. во­ж­дей. Рост влия­ния Не-п. в тор­гов­ле пре­вра­тил их язык в тор­го­вый язык ре­гио­на (кай­ю­сы пол­но­стью пе­реш­ли на яз. не-пер­се).

В ос­но­ве тра­диц. ре­ли­гии – ве­ра в ду­хов (вий­а­кин); по­лу­чить вий­а­ки­на ду­хом-хра­ни­те­лем мож­но бы­ло как муж­чи­нам, так и жен­щи­нам по­сред­ст­вом об­ря­да «по­ис­ка ви­де­ния» или в на­след­ст­во от пред­ков, обыч­но с по­мо­щью ша­ма­на (ти­вет). Бы­ли рас­про­стра­не­ны лич­ные «свя­щен­ные связ­ки». Под влия­ни­ем хри­сти­ан­ст­ва по­яв­ля­ют­ся син­кре­тич. куль­ты (Пля­ска про­ро­ка, Ип­ну­ки­лилпт, Ва­шат, ре­ли­гия Длин­но­го до­ма, или Се­ми Ба­ра­ба­нов).

С нач. 19 в. под­дер­жи­ва­ли дру­же­ст­вен­ные кон­так­ты с аме­ри­кан­ца­ми, по­яв­ле­ние ко­то­рых бы­ло пред­ска­за­но про­ро­че­ст­ва­ми. Ве­ра в ма­гич. си­лу бе­лых по­бу­ди­ла Не-п. от­пра­вить в 1831 де­ле­га­цию в Сент-Лу­ис с прось­бой при­слать мис­сио­не­ров. В 1836 сре­ди Не-п. на­ча­ла ра­бо­ту пре­сви­те­ри­ан­ская мис­сия. Хри­с­тиа­ни­за­ция при­ве­ла к об­ра­зо­ва­нию сре­ди Не-п. двух фрак­ций – про­аме­ри­кан­ских хри­сти­ан и при­вер­жен­цев тра­диц. куль­тов. Часть Не-п. ста­ли жить тео­кра­тич. об­щи­на­ми, ко­то­рые управ­ля­лись при­няв­ши­ми хри­сти­ан­ст­во во­ж­дя­ми. С по­мо­щью мис­сио­не­ров был со­став­лен свод за­ко­нов и соз­да­но пра­ви­тель­ст­во (1842), со­стоя­щее из вер­хов­но­го во­ж­дя и 12 млад­ших во­ж­дей, ка­ж­дый из ко­то­рых имел 5 по­мощ­ни­ков.

Вождь не-персе Джозеф. Фото Ч. М. Белла, 1879. Смитсоновский институт (Вашингтон).

В 1855 под­пи­сан пер­вый до­го­вор, со­глас­но ко­то­ро­му Не-п. по­лу­чи­ли боль­шую ре­зер­ва­цию в Ай­да­хо, а так­же пра­во поль­зо­вать­ся зем­ля­ми вне её. Со­глас­но по­сле­дую­щим до­го­во­рам (1863 и 1868), зем­ли ре­зер­ва­ции бы­ли зна­чи­тель­но уре­за­ны, часть об­щин не под­пи­са­ли их и объ­е­ди­ни­лись про­тив хри­сти­ан­ских об­щин. В 1877 ок. 800 Не-п., не под­чи­нив­шие­ся при­ка­зу о пе­ре­се­ле­нии в ре­зер­ва­цию, под рук. во­ж­дей Джо­зе­фа, Бе­лой Пти­цы и Зер­ка­ла, пре­сле­дуе­мые амер. вой­ска­ми, с боя­ми со­вер­ши­ли по­ход на 2600 км на се­ве­ро-вос­ток че­рез Ска­ли­стые го­ры, пы­та­ясь дос­тичь Ка­на­ды и при­сое­ди­нить­ся к те­то­нам, ру­ко­во­ди­мым во­ж­дём Си­дя­щим Бы­ком (т. н. Вой­на во­ж­дя Джо­зе­фа). Боль­шин­ст­во из них бы­ли вы­ну­ж­де­ны сдать­ся и пе­ре­се­лить­ся на Ин­дей­скую тер­ри­то­рию. В 1885 им бы­ло по­зво­ле­но по­се­лить­ся в ре­зер­ва­ции Кол­вилл, в шта­те Ва­шинг­тон, где их по­том­ки про­жи­ва­ют и сей­час. В ре­зер­ва­ции ве­ду­щую роль со­хра­ня­ет хри­сти­ан­ская фрак­ция. С 1980 пу­тём по­куп­ки зе­мель тер­ри­то­рия ре­зер­ва­ции уве­ли­чи­лась на треть; со­хра­ня­ет­ся пра­во на про­мы­сел вне её гра­ниц. Не-п. про­дол­жа­ют за­ни­мать­ся ко­не­вод­ст­вом (с 1994 про­во­дит­ся ра­бо­та по вы­ве­де­нию но­вой по­ро­ды ло­ша­дей на ос­но­ве ап­па­лу­зы и ахал­те­кин­цев). По­сле 2-й ми­ро­вой вой­ны за­пре­ты хри­сти­ан­ской фрак­ции на тра­диц. об­ря­ды бы­ли сня­ты, воз­ро­ж­да­ют­ся се­зон­ные тан­це­валь­ные ри­туа­лы и фес­ти­ва­ли – пау-вау. В 1948 при­ня­та кон­сти­ту­ция не-пер­се.

Лит.: McWhorter L. V. Yellow Wolf: his own story. Caldwell, 1940; Spinden H. J. Nez Perce Indians. 2nd ed. [S. l.], 1964; Walker D. E. A survey of Nez Perce religion. N. Y., 1964; idem. Nez Perce // Handbook of North Ameri­can Indians. Wash., 1998. Vol. 12; Josephy A. M. The Nez Perce Indians and the opening of the Northwest. New Haven, 1965; idem. Nez Perce country. Lincoln, 2007.

Вернуться к началу