Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛЕВИТА́Н ИСААК ИЛЬИЧ

Авторы: В. А. Калмыков
И. И. Левитан. «Март». 1895. Третьяковская галерея (Москва).

ЛЕВИТА́Н Иса­ак Иль­ич [18(30).8.1860, по­сад Ки­бар­ты Су­валк­ской губ. (ны­не Лит­ва) – 22.7(4.8).1900, Мо­ск­ва], рос. жи­во­пи­сец-пей­за­жист, акад. жи­во­пи­си пе­терб. АХ (1898). Сын ж.-д. слу­жа­ще­го, в 1870 пе­ре­ехав­ше­го вме­сте с семь­ёй в Мо­ск­ву. Учил­ся в МУЖВЗ (1873–85) у А. К. Сав­ра­со­ва и В. Д. По­ле­но­ва. Экс­по­нент (с 1884) и чл. (с 1891) ТПХВ; чл. мюн­хен­ско­го Се­цес­сио­на (1897); уча­ст­во­вал в вы­став­ках «Ми­ра ис­кус­ст­ва» (1898–1900). Ра­бо­тал в Кры­му (1886, 1899), в Фин­лян­дии (1896), по­се­тил так­же в 1890-е гг. Ита­лию, Ав­стрию, Гер­ма­нию, Фран­цию, Швей­ца­рию. Вос­при­няв у учи­те­лей ме­тод тща­тель­но­го изу­че­ния на­ту­ры и по­эти­за­ции обы­ден­но­го, при­ёмы пле­нэр­ной жи­во­пи­си, Л. ис­пы­тал так­же влия­ние мас­те­ров бар­би­зон­ской шко­лы и в нач. 1880-х гг. по­сте­пен­но пе­ре­шёл от де­та­ли­за­ции и жан­ро­во-по­ве­ст­во­ва­тель­ной трак­тов­ки мо­ти­ва, ску­по­го, по­рой су­мрач­но­го ко­ло­ри­та ран­них ра­бот к рас­кры­тию мно­го­об­раз­ных со­стоя­ний при­ро­ды и ат­мо­сфе­ры, к цель­но­сти эмо­цио­наль­но­го об­раза («Осен­ний день. Со­коль­ни­ки», 1879, ГТГ), а в се­ри­ях этю­дов этих лет – к то­наль­но­му, тон­ко ню­ан­си­ро­ван­но­му ко­ло­ри­ту («Мос­тик. Сав­вин­ская сло­бо­да», 1884, этюд, там же). В 1885–86 уча­ст­во­вал в оформ­ле­нии спек­так­лей Рус. ча­ст­ной опе­ры С. И. Ма­мон­то­ва.

Про­из­ве­де­ния Л. кон. 1880-х гг., пе­ре­даю­щие ве­ли­чие волж­ских про­сто­ров, от­ли­ча­ют­ся яс­но­стью, вы­ве­рен­но­стью ком­по­зи­ции, чёт­ко­стью про­стран­ст­вен­ных пла­нов, не­раз­рыв­но свя­зан­ных урав­но­ве­шен­ным цве­то­вым стро­ем («Ве­чер на Вол­ге», 1888, «Ве­чер. Зо­ло­той Плёс», 1889, оба – ГТГ). Л. соз­дал т. н. пей­заж на­строе­ния; сво­им ин­то­нац. стро­ем ра­бо­ты Л. («Ве­чер­ний звон», «У ому­та»; оба 1892, ГТГ, и др.) осо­бен­но близ­ки ли­рич. про­зе А. П. Че­хо­ва, с ко­то­рым ху­дож­ни­ка свя­зы­ва­ли дру­же­ские от­но­ше­ния.

Кар­ти­ной «Вла­ди­мир­ка» (1892, ГТГ), где впер­вые воз­ни­ка­ет став­шая за­тем од­ной из цен­траль­ных для Л. те­ма до­ро­ги, ху­дож­ник зая­вил так­же о сво­ей об­ществ. по­зи­ции, изо­бра­зив тракт, по ко­то­ро­му шли со­слан­ные в Си­бирь на ка­тор­гу. Све­то­на­сы­щен­ность, про­зрач­ность чис­тых цве­тов, внутр. ди­на­ми­ка жи­во­пи­си ря­да ра­бот 1880–90-х гг. («Бе­рё­зо­вая ро­ща», 1885–89, «Све­жий ве­тер. Вол­га», 1891–95, «Зо­ло­тая осень», 1895, все – ГТГ) в из­вест­ной ме­ре со­звуч­ны сти­ли­сти­ке им­прес­сио­низ­ма. Твор­че­ст­во Л. 1890-х гг., близ­кое сим­во­лиз­му и свя­зан­ное с об­щи­ми сти­ли­стич. ис­ка­ния­ми рус. иск-ва это­го вре­ме­ни (ста­нов­ле­ние сти­ля мо­дерн), от­ме­че­но тя­го­те­ни­ем к боль­шей обоб­щён­но­сти пись­ма, к пло­ско­ст­но-де­ко­ра­тив­но­му ре­ше­нию ком­по­зи­ции, к дра­ма­ти­за­ции пей­заж­но­го мо­ти­ва («Над веч­ным по­ко­ем», 1894, «Су­мер­ки. Сто­га», 1899, «Лет­ний ве­чер», 1900, все – ГТГ; не­за­кон­чен­ная мо­ну­мен­таль­но-эпич. кар­ти­на «Озе­ро. Русь», 1900, ГРМ). Иск-во Л. ока­за­ло зна­чит. влия­ние на сле­дую­щее по­ко­ле­ние ху­дож­ни­ков-пей­за­жи­стов. Пре­по­да­вал в МУЖВЗ (1898–1900), сре­ди уче­ни­ков – С. Ю. Жу­ков­ский, П. В. Куз­не­цов, П. И. Пет­ро­ви­чев, Н. Н. Са­пу­нов.

Лит.: И. И. Ле­ви­тан. Пись­ма. До­ку­мен­ты. Вос­по­ми­на­ния. М., 1956; И. И. Ле­ви­тан. (Кат. вы­став­ки). М., 1960; Фе­до­ров-Да­вы­дов А. А. И. И. Ле­ви­тан. Жизнь и твор­че­ст­во. М., 1976; Тур­ков А. М. И. И. Ле­ви­тан. М., 2001.

Вернуться к началу