Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КУШНАРЕ́НКОВСКАЯ КУЛЬТУ́РА

  • рубрика

    Рубрика: Археология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 491

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. И. Матвеева
Кушнаренковская культура. Керамические сосуды: 1, 2 – ранние;  3, 4 – поздние, из Большетиганского могильника (по Г. И. Матвеевой).

КУШНАРЕ́НКОВСКАЯ КУЛЬТУ́РА (куш­на­рен­ков­ский тип па­мят­ни­ков; па­мят­ни­ки с куш­ти­ряк­ской ке­ра­ми­кой), ар­хео­ло­гич. куль­ту­ра 6–9 вв. в ле­со­степ­ной и сев. час­ти степ­ной зон При­ура­лья, на Юж. Ура­ле. Кон­цен­тра­ция «чис­тых» па­мят­ни­ков К. к. в ме­ж­ду­ре­чье ниж­не­го те­че­ния рек Ик и Бе­лая; в бас­сей­не Бе­лой – со­вме­ст­но с ма­те­риа­ла­ми тур­бас­лин­ской куль­ту­ры и бах­му­тин­ской куль­ту­ры, сме­шан­ные па­мят­ни­ки и на др. тер­ри­тори­ях (до р. Ай – на вос­то­ке и р. Иж – на се­ве­ре); отд. на­ход­ки встре­ча­ют­ся до Ср. По­вол­жья. Ке­ра­ми­ка К. к. вы­де­ле­на Н. А. Ма­жи­то­вым и сна­ча­ла рас­смат­ри­ва­лась как ва­ри­ант тур­бас­лин­ской. Как осо­бая куль­ту­ра вы­де­ле­на В. Ф. Ге­нин­гом в 1959, на­зва­на по рас­ко­пан­но­му им мо­гиль­ни­ку у с. Куш­на­рен­ко­во (рай­он­ный центр Баш­ки­рии, Рос­сия). Позд­нее по­ни­ма­ние К. к. уточ­ня­лось, хо­тя до­ны­не её ха­рак­тер ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сии. Се­ли­ща; есть дан­ные об уг­луб­лён­ном жи­ли­ще (на Куш­ти­ряк­ском се­ли­ще), дру­гие, ве­ро­ят­но, бы­ли лёг­ки­ми на­зем­ны­ми. Кур­га­ны диа­мет­ром 6–10 м, выс. до 0,5 м; 1–3 (ред­ко до 5) по­гре­бения в пря­мо­уголь­ных или оваль­ных ямах глу­би­ной 40–60 см от уров­ня по­гре­бён­ной поч­вы, еди­нич­но встре­че­ны за­пле­чи­ки вдоль длин­ных сте­нок. Тру­по­по­ло­же­ния вы­тя­ну­тые на спи­не, го­ло­вой на се­вер или за­пад, ред­ко – ри­ту­аль­но раз­ру­шен­ные. Сре­ди ин­вен­та­ря – ук­ра­ше­ния, кон­ское сна­ря­же­ние, ору­жие; со­су­ды обыч­но рас­по­ла­га­лись в из­го­ло­вье, ря­дом с ни­ми на­хо­дят ос­тат­ки пи­щи (кос­ти ло­ша­ди или ов­цы). Под на­сы­пя­ми или в мо­ги­лах встре­ча­ют­ся че­ре­па и кос­ти ко­неч­но­стей ко­ня (воз­мож­но, вме­сте с ни­ми по­ме­ща­ли и шку­ру жи­вот­но­го). Ха­рак­тер­ны ке­ра­мич. со­су­ды. В 6 в. (мо­гиль­ник Бирск и др.) они тща­тель­но из­го­тов­лен­ные, с при­ме­сью пес­ка и ор­га­ни­ки, хо­ро­ше­го об­жи­га, тон­ко­стен­ные и проч­ные, име­ли ци­лин­д­рич. шей­ку, яй­це­вид­ное ту­ло­во, ор­на­мент по краю вен­чи­ка в ви­де от­пе­чат­ков мел­ко­го ко­рот­ко­го зуб­ча­то­го штам­па, на шей­ке и пле­чи­ках – из от­пе­чат­ков по­лу­лун­но­го («гу­се­ни­чек») или пря­мо­го зуб­ча­то­го штам­па, рас­по­ло­жен­ных в неск. ря­дов (в т. ч. раз­но­на­прав­лен­ных), че­ре­дую­щих­ся с па­рал­лель­ны­ми и пе­ре­кре­щи­ваю­щи­ми­ся ли­ния­ми. В 7 в. у со­су­дов стен­ки ещё бо­лее тон­кие, шей­ка мо­жет быть ото­гну­той, ту­ло­во – ша­ро­вид­ным, ре­по­вид­ным; дно час­то уп­ло­щён­ное, ор­на­мен­ти­ро­ван­ное (крест, мно­го­ко­неч­ная звез­да, на­не­се­ны час­то те­ми же штам­па­ми, что на шей­ке и пле­чи­ках), встре­ча­ет­ся мно­го­ряд­ный зиг­заг на пле­чи­ках, за­вер­шаю­щий ор­на­мен­таль­ную зо­ну, «гу­се­нич­ки» и тре­уголь­ни­ки ред­ки. В 8 в. ке­ра­ми­ка ста­но­вит­ся ме­нее проч­ной, на­блю­да­ет­ся даль­ней­шее уп­ро­ще­ние ор­на­мен­та. В 9 в. (Боль­ше­ти­ган­ский мо­гиль­ник, Тан­ке­ев­ский мо­гиль­ник) со­су­ды име­ют ре­по­вид­ное или ша­ро­вид­ное ту­ло­во, ор­на­мент на пле­чи­ках до­пол­ня­ют фес­то­ны из мно­го­ряд­ных ли­ний. На ту­ло­ве ни­же зо­ны ор­на­мен­та ря­да со­су­дов, осо­бен­но ран­них, – ма­лень­кий про­чер­чен­ный кре­стик. Сре­ди др. на­хо­док: же­лез­ный меч в де­рев. нож­нах (в 9 в. – саб­ли), на­ко­неч­ни­ки стрел, уди­ла, трен­зель­ные коль­ца, в позд­них ком­плек­сах – стре­ме­на; кос­тя­ные на­клад­ки лу­ка; се­реб­ря­ная грив­на-цепь (Так­та­ла­чук­ский мо­гиль­ник), се­реб­ря­ные и брон­зо­вые де­та­ли ре­мен­ных гар­ни­ту­ров, серь­ги, под­вес­ки, пер­ст­ни; бу­сы, в т. ч. сер­до­ли­ко­вые с бе­лой ин­кру­ста­ци­ей. Поч­ти пол­ное от­сут­ст­вие «чис­тых» куш­на­рен­ков­ских по­се­ле­ний и ста­цио­нар­ных жи­лищ сви­де­тель­ст­ву­ет о ко­че­вом или по­лу­ко­че­вом об­ра­зе жиз­ни, ско­то­вод­ст­ве как ос­но­ве хо­зяй­ст­ва.

Ис­то­ки К. к. боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют с Зап. Си­би­рью, где из­вест­на близ­кая ке­ра­ми­ка 2-й пол. 1-го тыс. Су­дя по все­му, эта ке­ра­ми­ка и по­су­да К. к. име­ли об­щие про­то­ти­пы, поя­вив­шие­ся в ре­зуль­та­те взаи­мо­дей­ст­вия сар­гат­ской куль­ту­ры и про­дви­нув­ше­го­ся с се­ве­ра та­ёж­но­го на­се­ле­ния. По Н. П. Мат­вее­вой, К. к. сфор­ми­ро­ва­лась в То­бо­ло-Ир­тыш­ской ле­со­сте­пи и в 3-й тре­ти или кон. 6 в. в свя­зи с экс­пан­си­ей Тюрк­ско­го ка­га­на­та её но­си­те­ли пе­ре­се­ли­лись на за­пад. Со­от­но­ше­ние К. к. с род­ст­вен­ной ка­рая­ку­пов­ской куль­ту­рой ос­та­ёт­ся пред­ме­том дис­кус­сии (2 од­но­вре­мен­ные или по­сле­до­ва­тель­ные вол­ны из За­ура­лья; эта­пы еди­ной куль­ту­ры). Боль­шин­ст­во ис­сле­до­ва­те­лей свя­зы­ва­ют К. к., как и ка­рая­ку­пов­скую куль­ту­ру, с уг­ра­ми, в т. ч. не­ко­то­рые – с древ­ни­ми венг­ра­ми, впо­след­ст­вии ушед­ши­ми на Ду­най. Ма­жи­тов счи­та­ет, что ка­ра­яку­пов­ской куль­ту­ре, ран­ним эта­пом ко­то­рой бы­ла К. к., при­над­ле­жа­ла ре­шаю­щая роль в фор­ми­ро­ва­нии древ­них баш­кир. Ге­нинг от­но­сил но­си­те­лей К. к. к кру­гу са­мо­дий­ских на­ро­дов.

Лит.: Ма­жи­тов Н. А. Юж­ный Урал VII– XIV вв. М., 1977; Ива­нов В. А. Древ­ние уг­ро-мадь­я­ры в Вос­точ­ной Ев­ро­пе. Уфа, 1999; Мат­вее­ва Н. П. Куш­на­рен­ков­ские ком­плек­сы в све­те куль­ту­ро­ге­не­за пе­рио­да ран­не­го сред­не­ве­ко­вья в За­ура­лье // Со­вре­мен­ные про­бле­мы ар­хео­ло­гии Рос­сии. Но­во­сиб., 2006. Т. 2; Мат­вее­ва Г. И. О куль­тур­ном и хро­но­ло­ги­че­ском со­от­но­ше­нии па­мят­ни­ков куш­на­рен­ков­ско­го и ка­ра-яку­пов­ско­го ти­пов // Сред­не­ве­ко­вая ар­хео­ло­гия ев­ра­зий­ских сте­пей. Ка­зань, 2007. Т. 2.

Вернуться к началу