Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КИКУ́ЙЮ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 13. Москва, 2009, стр. 668

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. Ю. Сиим

КИКУ́ЙЮ (аги­куйю, ги­куйю, ге­койо; са­мо­на­зва­ние – Kikuyu), на­род груп­пы бан­ту, круп­ней­шая эт­нич. груп­па Ке­нии. Жи­вут в осн. в ок­ру­ге Най­ро­би и Центр. про­вин­ции. Чис­лен­ность 6,9 млн. чел. (2008, оцен­ка). Груп­пы К. жи­вут в Уган­де (90 тыс. чел.) и в Тан­за­нии (30 тыс. чел.). Го­во­рят на яз. ки­куйю; рас­про­стра­не­ны так­же язы­ки суа­хи­ли и анг­лий­ский. В осн. хри­стиа­не (ка­то­ли­ки, анг­ли­ка­не, пя­ти­де­сят­ни­ки, лю­те­ра­не и др.); ос­таль­ные со­хра­ня­ют тра­диц. ве­ро­ва­ния.

Пе­ре­се­ли­лись на совр. тер­ри­то­рию в 15–16 вв. Рас­про­стра­не­ны сме­шан­ные бра­ки с ма­саи. В ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од К. сго­ня­ли в ре­зер­ва­ты, ис­поль­зо­ва­ли на при­ну­ди­тель­ных об­ществ. ра­бо­тах; мн. К. бы­ли ис­треб­ле­ны во вре­мя ка­ра­тель­ных эк­спе­ди­ций. Сыг­ра­ли ве­ду­щую роль в ос­во­бо­дит. дви­же­нии Ке­нии. В 1921 воз­ник­ла Ас­со­циа­ция мо­ло­дых ки­куйю, по­ста­вив­шая цель воз­вра­ще­ния ис­кон­ных зе­мель (в ней на­чал свою по­ли­тич. дея­тель­ность 1-й пре­зи­дент Рес­пуб­ли­ки Ке­ния Дж. Ке­ниа­та), в 1924 – Центр. ас­со­циа­ция ки­куйю. Ми­гра­ции К. на зем­ли ка­ленд­жин в пров. Рифт-Вал­ли в кон. 20 – нач. 21 вв. по­влек­ли эт­нич. столк­но­ве­ния 1990-х гг.

Кикуйю в ритуальной раскраске. Фото Angela Sevin

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для бан­ту Вост. Аф­ри­ки. За­ни­ма­ют­ся руч­ным под­сеч­но-ог­не­вым зем­ле­де­ли­ем (муж­ские куль­ту­ры – ямс, ба­на­ны, ба­тат, са­хар­ный тро­ст­ник, та­бак; жен­ские – про­со, ку­ку­ру­за, бо­бы). Прак­ти­ку­ет­ся ир­ри­га­ция и тер­ра­си­ро­ва­ние гор­ных скло­нов. Муж­чи­ны па­сут овец, коз, для по­вы­ше­ния пре­сти­жа и для об­ря­дов раз­во­дят круп­ный ро­га­тый скот. Раз­ви­ты вы­плав­ка и ков­ка же­ле­за (муж­чи­ны); гон­чар­ст­вом за­ни­ма­ют­ся жен­щи­ны. Тра­диц. жи­ли­ще – ту­куль, оде­ж­да – ко­жа­ная на­кид­ка. В до­ко­ло­ни­аль­ный пе­ри­од де­ли­лись на 10 мат­рили­ней­ных ро­дов (мохе­ре­га), ве­ду­щих своё про­ис­хож­де­ние от до­че­рей ми­фич. пер­во­пред­ков. Ро­до­вые под­раз­де­ле­ния (мба­ри) уп­рав­ля­ют­ся со­ве­та­ми ста­рей­шин, со­хра­ня­ют­ся боль­ше-се­мей­ные об­щи­ны (ньюм­ба – дом). Рас­про­стра­не­на по­ли­ги­ния; ка­ж­дая же­на с не­со­вер­шен­но­лет­ни­ми деть­ми жи­вёт в отд. хи­жи­не. Прак­ти­ку­ет­ся сис­те­ма ог­ра­ни­че­ния ро­ж­дае­мо­сти: жен­щи­на мо­жет ро­дить сле­дую­ще­го ре­бён­ка, лишь от­няв от гру­ди пре­ды­ду­ще­го. В слу­чае бес­пло­дия же­ны за­клю­ча­ет­ся до­го­вор меж­ду ней и спо­соб­ной к де­то­рож­де­нию на­лож­ни­цей, де­ти ко­то­рой счи­та­ют­ся по­том­ст­вом от за­кон­ной же­ны. Пер­во­го ре­бён­ка на­зы­ва­ют по име­ни де­да или баб­ки со сто­ро­ны от­ца, вто­ро­го – со сто­ро­ны ма­те­ри. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­но­го ти­па с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом «ома­ха»; сиб­лин­ги клас­си­фи­ци­ру­ют­ся при по­мо­щи опи­са­тель­ных кон­ст­рук­ций ти­па «сын от­ца», «дочь от­ца», «сын ма­те­ри» и «дочь ма­те­ри». Раз­ви­та сис­те­ма воз­рас­тных клас­сов (рии­ка); су­ще­ст­во­ва­ли со­ве­ты ста­рей­шин (киа­ма), в про­шлом – мо­ло­дых воинов (нджаме йа анаке). Прак­ти­ку­ют­ся воз­ра­ст­ные ини­циа­ции (ируа) с муж­ским и жен­ским об­ре­за­ни­ем. Со­хра­ня­ют­ся куль­ты пред­ков и оду­шев­лён­ных сил при­ро­ды, вер­хов­но­го бо­же­ст­ва твор­ца Нгаи, по­ме­щае­мо­го на го­ре Ке­ния. Рас­про­стра­нён миф о ро­до­на­чаль­ни­ках К. Ги­куйю и Мум­би и их до­че­рях. По празд­ни­кам го­то­вят пи­во из са­хар­но­го тро­ст­ни­ка, мё­да и пло­дов. Рас­про­стра­не­на ска­ри­фи­ка­ция. Для тан­цев (нгу­чо, ндуу­мо и др.) рас­кра­ши­ва­ют ли­цо и те­ло бе­лой и крас­ной гли­ной; в тан­цах ис­поль­зу­ют ри­ту­аль­ные щи­ты (ндо­ми) с гео­мет­рич. ри­сун­ка­ми.

Совр. К. за­ня­ты фер­мер­ским и коо­пе­ра­тив­ным хо­зяй­ст­вом, ра­бо­той по най­му, биз­не­сом. Со­став­ля­ют боль­шин­ст­во на­се­ле­ния го­ро­дов Най­ро­би, Ти­мау, Нань­ю­ки, На­ро-Мо­ру, Нье­ри, Му­ран­га, Ке­ру­гуя и др. Зна­чи­тель­но чис­ло лиц с выс­шим об­ра­зо­ва­ни­ем, ак­тив­но уча­ст­ву­ют в по­ли­тич. жиз­ни. Из К. вы­шли нац. ли­де­ры Ке­нии Д. В. Ки­ма­ти, Дж. Ке­ниа­та, ны­неш­ний пре­зи­дент М. Ки­ба­ки, лау­ре­ат Но­бе­лев­ской пр. ми­ра В. Маа­таи, пи­са­тель Нгу­ги ва Тхи­он­го и др.

Лит.: Leakey L. S. B. Mau Mau and the Kiku­yu. L., 1952; Lambert H. E. Kikuyu social and political institutions. Oxf., 1956; Middleton J. The central tribes of the North-Eastern Bantu. 3rd ed. L., 1972; Muriuki G. A history of the Kikuyu, 1500–1900. Oxf., 1974; Kenyatta J. Facing Mont Kenya. 5th ed. L., 1979.

Вернуться к началу