КАЛЕ́НДЖИН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КАЛЕ́НДЖИН (горные нилоты, самоназвание – Kalenjin), нилотский народ на юго-западе Кении (в осн. районы Нанди, Керичо и Уасин-Гишу на юге пров. Рифт-Валли). Численность св. 3,6 млн. чел. (2008, оценка). Выделяются группы: кипсигис (780 тыс. чел.), нанди (430 тыс. чел.), элгейо, или кейо (240 тыс. чел.), терик (18 тыс. чел.). В более широкое понятие календжинских народов включаются также родственные народы: пёкоот (покот), или сук (св. 460 тыс. чел.), туген (св. 250 тыс. чел.), сабаот (200 тыс. чел.), эндо, или мараквет (170 тыс. чел.), и др., живущие в Кении к северу от собственно К.; себей (яз. купсабинь; 183 тыс. чел.) на востоке Уганды; ндоробо (23 тыс. чел., включая араманик, кисанкаса, медиак и мосиро) на севере Танзании. Говорят на календжинских языках юж. ветви нилотских языков. Письменность на основе лат. графики. Распространены также англ. яз. и суахили. Большинство верующих – англикане, есть католики и мусульмане.
В 14–17 вв. предки К. мигрировали с севера (вост. побережье оз. Рудольф). Консолидация отд. групп К. происходит с сер. 20 в. В 1948 было принято общее самоназвание «К.» (букв. – я говорю) и образован Союз К. С 1933 распространяется христианство. Мн. К. живут в городах. Активно участвуют в политич. жизни Кении.
Традиц. культура типична для нилотов Вост. Африки. Осн. традиц. занятия – кочевое и полукочевое скотоводство, у нанди, кипсигис и др. – в сочетании с земледелием. От 20 до 100 домохозяйств объединялись в общину (корет), управляемую советом (коквет) и старейшиной. Традиц. жилище – круглое, из веток, обмазанных глиной. Одежда – из шкур; ныне женщины обёртывают тело двумя полотнищами ткани (кхангас), мужская одежда европ. типа. Характерен обычай вытягивания мочки уха у мужчин и женщин. Осн. пища – густая каша (угали) из муки (первоначально просяной и сорговой, затем кукурузной) с овощами и мясом, напитки – пиво и кислое молоко (мурсик).
К. поделены на цикличные возрастные группы (ибинда у нанди и кипсигис), состоящие из нелокализованных патрилинейных тотемич. родов (орет у нанди и туген); некоторые роды связаны с несколькими тотемич. животными, что делает возможным браки между членами рода. Брак патрилокальный. Распространены мужские и женские инициации, авункулат, брачный сговор, обязательный выкуп скотом, полигиния (у каждой жены свой дом, скот и земельный участок). У нанди, кипсигис и кейо зафиксированы однополые браки между бездетными женщинами. Система терминов родства бифуркативная с генерационным скосом «омаха» и взаимными терминами для обозначения дедов и внуков, братьев матери и детей сестры (у нанди), сестёр отца и детей брата (у туген). Сиблинги обозначаются одним общим термином независимо от пола. Различаются референтивные и вокативные термины родства. У туген распространены представления о реинкарнации душ родственников, причём считается, что муж и жена перевоплощаются через поколение в брата и сестру. С этим связан обычай подшучивания между дедами и внучками и между бабками и внуками.
Погребали в земле только тех, у кого есть дети, остальных оставляли на съедение зверям. Фольклор – предания и сказки (о животных и др.), пословицы, загадки, песни (обрядовые, трудовые, игровые). Танцы сопровождаются игрой на флейтах, трубах, барабанах, звучанием идиофонов. Распространены культы солнечного божества (Асис, Чепталель), бога грома (Элат), предков (ойик); существуют прорицатели и вызыватели дождя (оркоик).