Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КАЛЕ́НДЖИН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 12. Москва, 2008, стр. 494

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. С. Балезин; Г. В. Дзибель (социальная структура)
Женщина календжин.

КАЛЕ́НДЖИН (гор­ные ни­ло­ты, са­мо­на­зва­ние – Kalenjin), ни­лот­ский на­род на юго-за­па­де Ке­нии (в осн. рай­оны Нан­ди, Ке­ри­чо и Уа­син-Ги­шу на юге пров. Рифт-Вал­ли). Чис­лен­ность св. 3,6 млн. чел. (2008, оцен­ка). Вы­де­ля­ют­ся груп­пы: кип­си­гис (780 тыс. чел.), нан­ди (430 тыс. чел.), эл­гейо, или кейо (240 тыс. чел.), те­рик (18 тыс. чел.). В бо­лее ши­ро­кое по­ня­тие ка­ленд­жин­ских на­ро­дов вклю­ча­ют­ся так­же род­ст­вен­ные на­ро­ды: пё­ко­от (по­кот), или сук (св. 460 тыс. чел.), ту­ген (св. 250 тыс. чел.), са­ба­от (200 тыс. чел.), эн­до, или ма­ра­к­вет (170 тыс. чел.), и др., жи­ву­щие в Ке­нии к се­ве­ру от соб­ст­вен­но К.; се­бей (яз. куп­са­бинь; 183 тыс. чел.) на вос­то­ке Уган­ды; ндоробо (23 тыс. чел., вклю­чая ара­ма­ник, ки­сан­ка­са, ме­ди­ак и мо­си­ро) на се­ве­ре Тан­за­нии. Го­во­рят на ка­ленд­жин­ских язы­ках юж. вет­ви ни­лот­ских язы­ков. Пись­мен­ность на ос­но­ве лат. гра­фи­ки. Рас­про­стра­не­ны так­же англ. яз. и суа­хи­ли. Боль­шин­ст­во ве­рую­щих – англи­кане, есть ка­то­ли­ки и му­суль­ма­не.

В 14–17 вв. пред­ки К. миг­ри­ро­ва­ли с се­ве­ра (вост. по­бе­ре­жье оз. Ру­дольф). Кон­со­ли­да­ция отд. групп К. про­ис­хо­дит с сер. 20 в. В 1948 бы­ло при­ня­то об­щее са­мо­наз­ва­ние «К.» (букв. – я го­во­рю) и об­ра­зо­ван Со­юз К. С 1933 рас­про­стра­ня­ет­ся хри­сти­ан­ст­во. Мн. К. жи­вут в го­ро­дах. Ак­тив­но уча­ст­ву­ют в по­ли­тич. жиз­ни Ке­нии.

Тра­диц. куль­ту­ра ти­пич­на для ни­ло­тов Вост. Аф­ри­ки. Осн. тра­диц. за­ня­тия – ко­че­вое и по­лу­ко­че­вое ско­то­вод­ст­во, у нан­ди, кип­си­гис и др. – в со­че­та­нии с зем­ле­де­ли­ем. От 20 до 100 до­мо­хо­зяйств объ­е­ди­ня­лись в об­щи­ну (ко­рет), управ­ляе­мую со­ве­том (ко­к­вет) и ста­рей­ши­ной. Тра­диц. жи­ли­ще – круг­лое, из ве­ток, об­ма­зан­ных гли­ной. Оде­ж­да – из шкур; ны­не жен­щи­ны обёр­ты­ва­ют те­ло дву­мя по­лот­ни­ща­ми тка­ни (кхан­гас), муж­ская оде­ж­да ев­роп. ти­па. Ха­рак­те­рен обы­чай вы­тя­ги­ва­ния моч­ки уха у муж­чин и жен­щин. Осн. пи­ща – гус­тая ка­ша (уга­ли) из му­ки (пер­во­на­чаль­но про­ся­ной и сор­го­вой, за­тем ку­ку­руз­ной) с ово­ща­ми и мя­сом, на­пит­ки – пи­во и ки­слое мо­ло­ко (мур­сик).

К. по­де­ле­ны на цик­лич­ные воз­раст­ные груп­пы (ибин­да у нан­ди и кип­си­гис), со­стоя­щие из не­ло­ка­ли­зо­ван­ных пат­ри­ли­ней­ных то­те­мич. ро­дов (орет у нан­ди и ту­ген); не­ко­то­рые ро­ды свя­за­ны с нес­коль­ки­ми то­те­мич. жи­вот­ны­ми, что де­ла­ет воз­мож­ным бра­ки меж­ду чле­на­ми ро­да. Брак пат­ри­ло­каль­ный. Рас­про­стра­не­ны муж­ские и жен­ские ини­циа­ции, авун­ку­лат, брач­ный сго­вор, обя­за­тель­ный вы­куп ско­том, по­ли­ги­ния (у каж­дой же­ны свой дом, скот и зе­мель­ный уча­сток). У нан­ди, кип­си­гис и кейо за­фик­си­ро­ва­ны од­но­по­лые бра­ки меж­ду без­дет­ны­ми жен­щи­на­ми. Си­сте­ма тер­ми­нов род­ст­ва би­фур­ка­тив­ная с ге­не­ра­ци­он­ным ско­сом «ома­ха» и вза­им­ны­ми тер­ми­на­ми для обоз­на­че­ния де­дов и вну­ков, брать­ев ма­те­ри и де­тей се­ст­ры (у нан­ди), се­стёр от­ца и де­тей бра­та (у ту­ген). Сиб­лин­ги обо­зна­ча­ют­ся од­ним об­щим тер­ми­ном не­за­ви­си­мо от по­ла. Раз­ли­ча­ют­ся ре­фе­рен­тив­ные и во­ка­тив­ные тер­ми­ны род­ст­ва. У ту­ген рас­про­стра­не­ны пред­став­ле­ния о ре­ин­кар­на­ции душ род­ст­вен­ни­ков, при­чём счи­та­ет­ся, что муж и же­на пе­ре­во­пло­ща­ют­ся че­рез по­ко­ле­ние в бра­та и се­ст­ру. С этим свя­зан обы­чай под­шу­чи­ва­ния меж­ду де­да­ми и внуч­ка­ми и меж­ду баб­ка­ми и вну­ка­ми.

По­гре­ба­ли в зем­ле толь­ко тех, у ко­го есть де­ти, ос­таль­ных ос­тав­ля­ли на съе­де­ние зве­рям. Фольк­лор – пре­да­ния и сказ­ки (о жи­вот­ных и др.), по­сло­ви­цы, за­гад­ки, пес­ни (об­ря­до­вые, тру­до­вые, иг­ро­вые). Тан­цы со­про­во­ж­да­ют­ся иг­рой на флей­тах, тру­бах, ба­ра­ба­нах, зву­ча­ни­ем идио­фо­нов. Рас­про­стра­не­ны куль­ты сол­неч­но­го бо­же­ст­ва (Асис, Чеп­та­лель), бо­га гро­ма (Элат), пред­ков (ой­ик); су­ще­ст­ву­ют про­ри­ца­те­ли и вы­зы­ва­те­ли до­ж­дя (ор­ко­ик).

Лит.: Huntingford G. W. B. The Southern Ni­lo-Hamites. L., 1953; idem. Nandi of Kenya. Tribal control in a pastoral society. L., 1953; Péristiany J. G. The social institutions of the Kipsigis. 2nd ed. L., 1964; Hollis A. C. The Nan­di, their language and folk-lore. 2nd ed. Oxf., 1969; Orchardson I. Q. The Kipsigis. Kam­pa­la, 1971; Kipkorir B. E., Welbourn F. B. The Ma­rakwet of Kenya: A preliminary study. Nairobi, 1973; Ochieng’ W. R. An outline history of the Rift Valley of Kenya upto AD 1900. Kampala, 1975; Goldschmidt W. R. Culture and behavior of the Sebei: a study in continuity and adaptation. Berk., 1976; Sutton J. E. G. The Ka­lenjin // Kenya before 1900: Eight regional stu­dies. Nai­robi, 1976; Mwanzi H. A. A history of the Kip­sigis. Nairobi, 1977; Toweett T. Oral (tra­di­tional) history of the Kipsigis. Nairobi, 1979; Langley M. S. The Nandi of Kenya: life crisis rituals in a period of change. N. Y., 1979; Moore H. L. Space, text and gender: an anthropological study of the Marakwet of Kenya. Camb., 1986; Chesaina C. Oral literature of the Ka­lenjin. Nairobi, 1991; Matson A. T. Nandi resistance to British rule 1890–1906. Camb., 1993; Da­niels R. E., Clark ME., McMillan T. J. A bibliography of the Kalenjin peoples of east Af­rica. Madison, 1987.

Вернуться к началу