МАСА́И
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСА́И, маасаи (самоназвание – ил-масаи), нилотский народ на юго-западе Кении (юг пров. Рифт-Валли) и северо-востоке Танзании (области Аруша, Килиманджаро, Маньяра, Додома и др.). Численность в Кении 660 тыс. чел., в Танзании 340 тыс. чел. (2009, оценка). Делятся на группы (илошон): пурко, кееконьоки, дамат, вуасинкишу (моитаник), сириа, лаитокиток, лоитаи, матапо, далалекутук, лоодоколани, капутиеи, канкере, кисонко, аруша (аруса), баракуйо (парагуйу), коре. Говорят на масайском яз. лотуко-масайской группы вост. подветви нилотских языков. Письменность на основе лат. графики. Распространены также языки суахили, английский, местами – сомали. Большинство придерживается традиц. верований, ок. 45% в Кении и ок. 15% в Танзании – христиане, есть мусульмане-сунниты.
Этногенез М. связан с миграцией нилотов с верховьев Нила в сер. 1-го тыс. до н. э. В 15–19 вв. они расселились по рифтовой долине от горы Марсабит на севере до совр. г. Додома на юге, подчинив себе кикуйю, джагга и др. народы региона (т. н. войны лойкоп). Вследствие этой миграции М. продвинулись дальше всего к югу из нилотских народов. В 1883–1902 (период, прозванный М. эмутай – исчезновение) численность М. резко сократилась из-за эпидемий оспы, засухи и массового падежа скота. Договорные отношения с англичанами с нач. 20 в. К сер. 20 в. утратили значит. часть своих пастбищ. Для них были выделены резервации (ныне заповедник Масаи-Мара и нац. парк Амбосели в Кении, природоохранная территория Нгоронгоро в Танзании).
Традиц. культура типична для нилотских народов Вост. Африки. Осн. традиц. занятие – полукочевое скотоводство (зебу, козы, овцы, ослы); скот пасут неженатые мужчины, доят женщины. Развиты также рыболовство, охота, пчеловодство. Земледельцы (баракуйо и аруша) выращивают просо-элевсину, кукурузу, тыквы. В 20 в. мн. М. вынужденно переходят к земледелию, считающемуся непрестижным занятием. Ремёсла: ткачество, кузнечество, произ-во щитов и одежды из шкур, посуды, табакерок из рога и копыт. Существовал обмен с соседними земледельч. народами (кикуйю, джагга). Совр. М. заняты в торговле, работой по найму, обслуживанием туристов. Традиц. поселение – крааль (энканг, бома), насчитывающий от 20 до 50 круглых хижин (инкаджиджик) из каркаса, обмазанного глиной и навозом, с плоской крышей и светодымовым отверстием; внутри стены расписаны орнаментом. Традиц. одежда – набедренная повязка и накидка из кожи, ныне плащ, в осн. красного, реже синего цвета (шука); воины носили головные уборы из страусовых перьев, украшения из шкур, женщины – массивные воротники из нескольких рядов проволоки, ожерелья из глиняных и костяных бус, раковин, с кон. 19 в. – из бисера. И мужчины и женщины удаляют 2 передних зуба из нижней челюсти, удлиняют мочки. Воины вооружены копьём, щитом и метат. палицей (оринка; поражает цель на расстоянии до 100 м). Осн. пища – молоко и молочные продукты, молоко с кровью; скот забивают редко; дети и женатые мужчины едят также овощи, вымениваемые у земледельцев. Как возбуждающее средство употребляют кору и корни нильской акации. Основу традиц. социальной организации составляет система возрастных классов. Сохраняются патрилинейные роды, территориальные общины, распоряжающиеся пастбищами и управляемые советом старейшин, полигиния, брачный выкуп. Брак вирилокальный. Система терминов родства бифуркативно-линейного типа (с элементами генерационного при обозначении женских родственников поколения родителей) с генерац. скосом «омаха»; сиблинги обозначаются общим термином. Инициации сопровождаются мужским и женским обрезанием (эмората), бритьём головы; воины носили длинные пряди волос или косы на макушке. Неженатые мужчины-воины в возрасте до 30 лет (мораны, ил-мурран) жили в особых краалях (маньятта), пасли скот и совершали набеги для захвата скота. Пройдя ещё один переходной обряд (эуното), мужчины получали возможность жениться. Умерших оставляли в саванне, в земле погребали только вождей. Большую роль играли воен. вожди и религ. лидеры (лайбон); власть верховного лайбона была сакрализована. Верховные божества – бог солнца и дождя демиург Нгаи (Энгаи), даровавший М. скот, и его жена, богиня луны Олапа. Практикуются жертвоприношения скота.
Устное творчество. Характерно пение без инструментального сопровождения. В ансамблевом пении респонсорного типа с полифонич. элементами значительна роль запевалы (олараньяни). Мораны и девушки исполняют песни и танцы ухаживания и выбора невесты. Среди женских песен: колыбельные, хоровые унисонные песни-прославления сыновей (исполняются во время обряда эуното), разнообразные по сюжетам развлекат. песни с танцами. Эуното включает также мужское гортанное пение (с элементами полиритмии, с вибрацией, обертонами и др. специфич. вокальными приёмами), мужские круговые танцы с прыжками танцоров-солистов в центре круга, сигнальные звуки трубы из рога антилопы (единственный муз. инструмент М.).