КИКУ́ЙЮ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КИКУ́ЙЮ (агикуйю, гикуйю, гекойо; самоназвание – Kikuyu), народ группы банту, крупнейшая этнич. группа Кении. Живут в осн. в округе Найроби и Центр. провинции. Численность 6,9 млн. чел. (2008, оценка). Группы К. живут в Уганде (90 тыс. чел.) и в Танзании (30 тыс. чел.). Говорят на яз. кикуйю; распространены также языки суахили и английский. В осн. христиане (католики, англикане, пятидесятники, лютеране и др.); остальные сохраняют традиц. верования.
Переселились на совр. территорию в 15–16 вв. Распространены смешанные браки с масаи. В колониальный период К. сгоняли в резерваты, использовали на принудительных обществ. работах; мн. К. были истреблены во время карательных экспедиций. Сыграли ведущую роль в освободит. движении Кении. В 1921 возникла Ассоциация молодых кикуйю, поставившая цель возвращения исконных земель (в ней начал свою политич. деятельность 1-й президент Республики Кения Дж. Кениата), в 1924 – Центр. ассоциация кикуйю. Миграции К. на земли календжин в пров. Рифт-Валли в кон. 20 – нач. 21 вв. повлекли этнич. столкновения 1990-х гг.
Традиц. культура типична для банту Вост. Африки. Занимаются ручным подсечно-огневым земледелием (мужские культуры – ямс, бананы, батат, сахарный тростник, табак; женские – просо, кукуруза, бобы). Практикуется ирригация и террасирование горных склонов. Мужчины пасут овец, коз, для повышения престижа и для обрядов разводят крупный рогатый скот. Развиты выплавка и ковка железа (мужчины); гончарством занимаются женщины. Традиц. жилище – тукуль, одежда – кожаная накидка. В доколониальный период делились на 10 матрилинейных родов (мохерега), ведущих своё происхождение от дочерей мифич. первопредков. Родовые подразделения (мбари) управляются советами старейшин, сохраняются больше-семейные общины (ньюмба – дом). Распространена полигиния; каждая жена с несовершеннолетними детьми живёт в отд. хижине. Практикуется система ограничения рождаемости: женщина может родить следующего ребёнка, лишь отняв от груди предыдущего. В случае бесплодия жены заключается договор между ней и способной к деторождению наложницей, дети которой считаются потомством от законной жены. Первого ребёнка называют по имени деда или бабки со стороны отца, второго – со стороны матери. Система терминов родства бифуркативного типа с генерационным скосом «омаха»; сиблинги классифицируются при помощи описательных конструкций типа «сын отца», «дочь отца», «сын матери» и «дочь матери». Развита система возрастных классов (риика); существовали советы старейшин (киама), в прошлом – молодых воинов (нджаме йа анаке). Практикуются возрастные инициации (ируа) с мужским и женским обрезанием. Сохраняются культы предков и одушевлённых сил природы, верховного божества творца Нгаи, помещаемого на горе Кения. Распространён миф о родоначальниках К. Гикуйю и Мумби и их дочерях. По праздникам готовят пиво из сахарного тростника, мёда и плодов. Распространена скарификация. Для танцев (нгучо, ндуумо и др.) раскрашивают лицо и тело белой и красной глиной; в танцах используют ритуальные щиты (ндоми) с геометрич. рисунками.
Совр. К. заняты фермерским и кооперативным хозяйством, работой по найму, бизнесом. Составляют большинство населения городов Найроби, Тимау, Наньюки, Наро-Мору, Ньери, Муранга, Керугуя и др. Значительно число лиц с высшим образованием, активно участвуют в политич. жизни. Из К. вышли нац. лидеры Кении Д. В. Кимати, Дж. Кениата, нынешний президент М. Кибаки, лауреат Нобелевской пр. мира В. Маатаи, писатель Нгуги ва Тхионго и др.