Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КА́МПЕН ЯКОБ ВАН

КА́МПЕН (Campen) Якоб ван (2.2.1595 или 1596, Хар­лем – 13.9.1657, Ран­ден­брук близ Амерс­фор­та), голл. ар­хи­тек­тор и жи­во­пи­сец. Обу­чал­ся жи­во­пи­си у П. де Греб­бе­ра в Хар­ле­ме (по не­ко­то­рым дан­ным, был уче­ни­ком П. П. Ру­бенса­); из­бран чле­ном гиль­дии Св. Лу­ки в Хар­ле­ме (1614). Ран­ние жи­во­пис­ные про­из­ве­де­ния от­ме­че­ны влия­ни­ем ут­рехт­ско­го ка­ра­вад­жиз­ма («Дио­ген ищет че­ло­ве­ка», 1628, Центр. му­зей, Ут­рехт). Ве­ро­ят­но, в 1615–21 был в Сев. Ита­лии, где по­зна­ко­мил­ся с В. Ска­моц­ци и ув­лёк­ся твор­че­ст­вом А. Пал­ла­дио. Жил в Хар­ле­ме (1621–30), за­тем в сво­ём по­ме­стье Ран­ден­брук.

Я. ван Кампен. Гражданский зал в здании Ратуши (ныне – Королевского дворца) в Амстердаме. 1648–55.

К. был пер­вым пред­ста­ви­те­лем пал­ла­ди­ан­ст­ва в Гол­лан­дии. Осн. ра­бо­ты: дво­рец Мау­риц­хёйс (1633–35, с 1820 в нём раз­ме­ща­ет­ся Ко­ро­лев­ский ка­би­нет кар­тин; см. илл. к ст. Гаа­га) – наи­бо­лее чис­тый об­ра­зец голл. клас­си­циз­ма; дво­рец Ау­де-Хоф (ны­не Нор­дейн­де; 1639–53; пе­ре­стро­ен в 1804; оба – совм. с арх. П. По­стом) и де­кор Оран­ско­го за­ла во двор­це Хёйс-тен-Бос («Дом в ле­су»; 1647) – в Гаа­ге; ц. Ньи­ве-керк (Св. Ан­ны; 1645–49) в Хар­ле­ме; так­же до­ма го­ро­жан в Ам­стер­да­ме и др. го­ро­дах. Глав­ная из позд­них по­стро­ек К. – Ра­ту­ша в Ам­стер­да­ме (1648–55; ны­не Ко­ро­лев­ский дво­рец; см. илл. к ст. Ам­стер­дам) – за­ду­ма­на им как памят­ник мо­гу­ще­ст­ва рес­пуб­ли­ки; ар­хи­тек­ту­ра зда­ния, с его Гра­ж­дан­ским за­лом, ох­ва­ты­ваю­щим 4 эта­жа и пе­ре­кры­тым ко­ро­бо­вым сво­дом, при не­ко­торой хо­лод­но­сти об­ла­да­ет ве­ли­че­ст­вен­ной пред­ста­ви­тель­но­стью.

Лит.: Swillens P. T. A. J. van Campen, schil­der en bouwmeester. Assen, 1961; Kuyper W. Dutch classicist architecture. Delft, 1980; J. van Cam­pen: het klassieke ideaal in de Gouden Eeuw. (Kat.) / Ed. J. Huisken. Amst., 1995.

Вернуться к началу