Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ИО́НА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 11. Москва, 2008, стр. 542

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)

ИО́НА (евр. יונה , греч. ’Ιωνᾶς , лат. Ionas) (8 в. до н. э.), сын Ама­фии, 5-й из 12 Ма­лых про­ро­ков (см. Про­ро­ки биб­лей­ские), гл. дейст­вую­щее ли­цо кни­ги Вет­хо­го За­ве­та, но­ся­щей его имя. Про­ис­хо­дил из г. Гаф­хе­фер, рас­по­ло­жен­но­го близ На­за­ре­та. Пред­ска­зал во­ен. ус­пе­хи из­ра­иль­ско­го ца­ря Иеро­воа­ма II (4 Цар. 14:25). Бог от­пра­вил И. воз­ве­стить жи­те­лям ас­сир. го­ро­да Ни­не­вии, что на них па­дёт на­ка­за­ние, но тот, ос­лу­шав­шись Бо­га, бе­жал на по­бе­ре­жье Сре­ди­зем­но­го м. и сел на ко­рабль, от­прав­ляю­щий­ся в Фар­сис (воз­мож­но, фи­ни­кий­ская ко­ло­ния на по­бе­ре­жье Ис­па­нии). Ког­да ко­рабль был в пу­ти, на­чал­ся шторм. Что­бы най­ти ви­нов­ни­ка не­сча­стья, мо­ря­ки бро­си­ли жре­бий, ко­то­рый ука­зал на И., при­знав­ше­го­ся в сво­ём не­по­слу­ша­нии Бо­гу (Иона 1:1–10). Бро­шен­ный в мо­ре, И. не по­гиб, но был про­гло­чен боль­шим ки­том (боль­шой ры­бой); в его чре­ве И. про­вёл 3 дня и 3 ночи (2:1). Из чре­ва ки­та И. воз­нёс мо­лит­ву Бо­гу, и по Его при­ка­за­нию кит из­верг И. на су­шу. И. по­ви­но­вал­ся Бо­гу и стал про­по­ве­до­вать в Ни­не­вии, воз­ве­щая, что го­род бу­дет че­рез 40 дней раз­ру­шен за зло­дея­ния, со­вер­шае­мые его жи­те­ля­ми. Ни­не­ви­тя­не объя­ви­ли пост и по­кая­лись, воз­звав к Бо­гу. Бог по­ща­дил го­род, по­ка­зав И. ве­ли­чие Свое­го ми­ло­сер­дия (4:6–11). Иисус Хри­стос дваж­ды об­ра­ща­ет­ся к Кни­ге про­ро­ка Ионы: ког­да го­во­рит о един­ст­вен­ном зна­ме­нии Свое­го вос­кре­се­ния – пре­бы­ва­нии И. 3 дня и 3 но­чи в ки­то­вом чре­ве и воз­вра­ще­нии на зем­лю (Мф. 12:39–40); ког­да го­во­рит о го­тов­но­сти ни­не­ви­тян по­ка­ять­ся пред су­дом Божиим как кри­те­рии, по ко­то­ро­му лю­ди бу­дут су­ди­мы на Страш­ном су­де (Мф. 12:41; Лк. 11:29–32).

День па­мя­ти в Рус. пра­во­слав­ной церк­ви – 22 сен­тяб­ря (5 ок­тяб­ря), в Рим­ско-ка­то­лич. церк­ви – 21 сен­тяб­ря.

Иконография

Архив БРЭ «Иона». Фрагмент иллюстрации «Biblia pauperum» («Библии для бедных»). Гравюра на дереве. Ок. 1450.
Архив БРЭ «Иона». Деталь орнаментального бордюра в Капелле дель-Арена (Скровеньи) в Падуе. Художник Джотто. 1303–06.

Наи­бо­лее ран­ние изо­бра­же­ния И. встре­ча­ют­ся в ка­та­ком­бе св. Лю­цил­лы в Ри­ме (2 в.) и в рос­пи­сях си­на­го­ги в Ду­ра-Ев­ро­пос (245–256). Вна­ча­ле его пред­став­ля­ли в об­ли­ке на­го­го юно­ши, за­тем – бо­ро­да­то­го му­жа или стар­ца. Ат­ри­бу­ты И. – ры­ба или де­ре­во (в па­мять о тык­вен­ном дре­ве, под ко­то­рым от­ды­хал про­рок на пу­ти в Ни­не­вию). Сце­ны из жиз­ни И. (в част­но­сти, трёх­днев­ное пре­бы­ва­ние во чре­ве ки­то­вом как про­об­раз пре­бы­ва­ния Хри­ста во гро­бе, а так­же как при­мер чу­дес­но­го спа­сения) бы­ли чрез­вы­чай­но рас­про­стра­не­ны в ран­не­хри­сти­ан­ском иск-ве. Об­раз И., за­гла­ты­вае­мо­го или из­вер­гае­мо­го ки­том, а так­же на­сла­ж­даю­ще­го­ся спа­се­ни­ем на су­ше, встре­ча­ет­ся в рос­пи­сях ка­та­комб (свя­тых Пет­ра и Мар­цел­ли­на в Ри­ме, 4 в.), мо­заи­ках (пат­ри­ар­шая ба­зи­ли­ка в Ак­ви­лее, 4 в.), в рель­е­фах сар­ко­фа­гов (ок. 270, ц. Сан­та-Ма­рия-Ан­тик­ва, Рим) и кон­суль­ских дип­ти­хов («Му­ран­ский дип­тих», 4 в., Нац. му­зей, Ра­вен­на), как пра­ви­ло, ря­дом с др. сце­на­ми чу­дес­ных спа­се­ний и хри­сти­ан­ски­ми сим­во­ла­ми. В ср.-век. и ре­нес­санс­ном иск-ве сце­ны с И. со­хра­ня­ют своё про­об­ра­зо­ва­тель­ное зна­че­ние и не­ред­ко со­про­во­ж­да­ют сце­ны Хри­сто­ло­ги­че­ско­го цик­ла в ка­че­ст­ве мар­ги­наль­ных вста­вок: в ор­на­мен­таль­ном фри­зе в Ка­пел­ле дель-Аре­на (Скро­ве­ньи) в Па­дуе (Джот­то, 1303–06) ря­дом со сце­ной «Оп­ла­ки­ва­ния»; на сар­ко­фа­ге, изо­бра­жён­ном в сце­не «По­ло­же­ние во гроб» в ал­та­ре М. ван Хем­скер­ка (1559–60, Му­зей изо­бра­зит. ис­кусств, Брюс­сель). Изо­бра­же­ния И. при­сут­ст­ву­ют в про­ро­че­ских цик­лах (ста­туи на фа­са­де Амь­ен­ско­го со­бо­ра, сер. 13 в.; вит­ра­жи Аугс­бург­ско­го со­бо­ра, сер. 12 в.; рос­пи­си Ми­ке­ланд­же­ло по­тол­ка Сик­стин­ской ка­пел­лы в Ва­ти­ка­не, 1508–12). Ста­туя И. ра­бо­ты Ло­рен­цет­то (1519–20), вы­пол­нен­ная по ри­сун­ку Ра­фа­эля, вхо­дит в ан­самбль ка­пел­лы Кид­жи в ц. Сан­та-Ма­рия-дель-По­по­ло (Рим).

В ви­зант. и др.-рус. ис­кус­ст­ве И. изо­бра­жа­ли на ми­ниа­тю­рах псал­ти­рей (псал­тирь № 61 из мон. Пан­то­кра­то­ра на Афо­не, 2-я пол. 9 в.; Па­риж­ская псал­тирь, 1-я пол. 10 в., Нац. б-ка, Па­риж), в мо­ну­мен­таль­ной жи­во­пи­си (сре­ди др. про­ро­ков; ча­сто меж­ду окон ба­ра­ба­на ку­по­ла), в про­ро­чес­ком ря­ду рус. вы­со­ко­го ико­но­ста­са (ико­ны «Про­ро­ки Ав­ва­кум, Иере­мия, Иона» из Ус­пен­ско­го со­бо­ра Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ско­го мон., 1497, Ки­рил­ло-Бе­ло­зер­ский ис­то­ри­ко-ху­дож. и ар­хит. за­по­вед­ник; «Про­ро­ки Ва­рух и Ио­на», 1560–70-е гг., Яро­слав­ский ху­дож. му­зей). В Бла­го­ве­щен­ском со­бо­ре Мос­ков­ско­го Крем­ля изо­бра­же­ние И. вклю­че­но в ком­по­зи­цию «Дре­во Иессе­ево» на сво­де га­ле­реи, «Чу­до с про­ро­ком Ио­ной» по­ме­ще­но на её сте­не (1547–51).

Вернуться к началу