ИО́НА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИО́НА (евр. יונה , греч. ’Ιωνᾶς , лат. Ionas) (8 в. до н. э.), сын Амафии, 5-й из 12 Малых пророков (см. Пророки библейские), гл. действующее лицо книги Ветхого Завета, носящей его имя. Происходил из г. Гафхефер, расположенного близ Назарета. Предсказал воен. успехи израильского царя Иеровоама II (4 Цар. 14:25). Бог отправил И. возвестить жителям ассир. города Ниневии, что на них падёт наказание, но тот, ослушавшись Бога, бежал на побережье Средиземного м. и сел на корабль, отправляющийся в Фарсис (возможно, финикийская колония на побережье Испании). Когда корабль был в пути, начался шторм. Чтобы найти виновника несчастья, моряки бросили жребий, который указал на И., признавшегося в своём непослушании Богу (Иона 1:1–10). Брошенный в море, И. не погиб, но был проглочен большим китом (большой рыбой); в его чреве И. провёл 3 дня и 3 ночи (2:1). Из чрева кита И. вознёс молитву Богу, и по Его приказанию кит изверг И. на сушу. И. повиновался Богу и стал проповедовать в Ниневии, возвещая, что город будет через 40 дней разрушен за злодеяния, совершаемые его жителями. Ниневитяне объявили пост и покаялись, воззвав к Богу. Бог пощадил город, показав И. величие Своего милосердия (4:6–11). Иисус Христос дважды обращается к Книге пророка Ионы: когда говорит о единственном знамении Своего воскресения – пребывании И. 3 дня и 3 ночи в китовом чреве и возвращении на землю (Мф. 12:39–40); когда говорит о готовности ниневитян покаяться пред судом Божиим как критерии, по которому люди будут судимы на Страшном суде (Мф. 12:41; Лк. 11:29–32).
День памяти в Рус. православной церкви – 22 сентября (5 октября), в Римско-католич. церкви – 21 сентября.
Иконография
Наиболее ранние изображения И. встречаются в катакомбе св. Люциллы в Риме (2 в.) и в росписях синагоги в Дура-Европос (245–256). Вначале его представляли в облике нагого юноши, затем – бородатого мужа или старца. Атрибуты И. – рыба или дерево (в память о тыквенном древе, под которым отдыхал пророк на пути в Ниневию). Сцены из жизни И. (в частности, трёхдневное пребывание во чреве китовом как прообраз пребывания Христа во гробе, а также как пример чудесного спасения) были чрезвычайно распространены в раннехристианском иск-ве. Образ И., заглатываемого или извергаемого китом, а также наслаждающегося спасением на суше, встречается в росписях катакомб (святых Петра и Марцеллина в Риме, 4 в.), мозаиках (патриаршая базилика в Аквилее, 4 в.), в рельефах саркофагов (ок. 270, ц. Санта-Мария-Антиква, Рим) и консульских диптихов («Муранский диптих», 4 в., Нац. музей, Равенна), как правило, рядом с др. сценами чудесных спасений и христианскими символами. В ср.-век. и ренессансном иск-ве сцены с И. сохраняют своё прообразовательное значение и нередко сопровождают сцены Христологического цикла в качестве маргинальных вставок: в орнаментальном фризе в Капелле дель-Арена (Скровеньи) в Падуе (Джотто, 1303–06) рядом со сценой «Оплакивания»; на саркофаге, изображённом в сцене «Положение во гроб» в алтаре М. ван Хемскерка (1559–60, Музей изобразит. искусств, Брюссель). Изображения И. присутствуют в пророческих циклах (статуи на фасаде Амьенского собора, сер. 13 в.; витражи Аугсбургского собора, сер. 12 в.; росписи Микеланджело потолка Сикстинской капеллы в Ватикане, 1508–12). Статуя И. работы Лоренцетто (1519–20), выполненная по рисунку Рафаэля, входит в ансамбль капеллы Киджи в ц. Санта-Мария-дель-Пополо (Рим).
В визант. и др.-рус. искусстве И. изображали на миниатюрах псалтирей (псалтирь № 61 из мон. Пантократора на Афоне, 2-я пол. 9 в.; Парижская псалтирь, 1-я пол. 10 в., Нац. б-ка, Париж), в монументальной живописи (среди др. пророков; часто между окон барабана купола), в пророческом ряду рус. высокого иконостаса (иконы «Пророки Аввакум, Иеремия, Иона» из Успенского собора Кирилло-Белозерского мон., 1497, Кирилло-Белозерский историко-худож. и архит. заповедник; «Пророки Варух и Иона», 1560–70-е гг., Ярославский худож. музей). В Благовещенском соборе Московского Кремля изображение И. включено в композицию «Древо Иессеево» на своде галереи, «Чудо с пророком Ионой» помещено на её стене (1547–51).