Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВИФЛЕЕ́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 5. Москва, 2006, стр. 409

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Ю. Дозорец

ВИФЛЕЕ́М (совр. араб. – Бейт-Лахм) (цер­ков­но­слав.; евр. בית לחם – бет-ле­хем, букв. – дом хле­ба; араб. – бейт-лахм, букв. – дом мя­са), го­род на тер­ри­то­рии Па­ле­стин­ской ав­то­но­мии, к юго-юго-за­па­ду от Ие­ру­са­ли­ма. Нас. 29,9 тыс. чел. (2006). При­мы­ка­ет не­по­сред­ст­вен­но к му­ни­ци­паль­ной гра­ни­це Ие­ру­са­ли­ма. Эко­но­ми­ка го­ро­да ос­но­вы­ва­ет­ся на ту­риз­ме, тор­гов­ле и зем­ле­де­лии. В кн. Бы­тие неред­ко встре­ча­ет­ся под назв. Еф­ра­фа. Упо­ми­на­ет­ся так­же как Эф­рат, Эф­ра­та, Бет-Ле­хем Ие­гу­да.

В ок­ре­ст­но­стях В. бы­ли от­кры­ты цис­тер­ны и фраг­мен­ты ке­ра­ми­ки, от­но­ся­щие­ся пред­по­ло­жи­тель­но к брон­зо­во­му ве­ку. Ран­нее упо­ми­на­ние В. в Биб­лии (Быт. 35:16–19) свя­за­но с име­нем Ра­хи­ли, ко­то­рая умер­ла и бы­ла по­хо­ро­не­на не­по­да­лё­ку от древ­ней Еф­ра­фы (гроб­ни­ца на­хо­дит­ся на сев. ок­раи­не совр. В. и яв­ля­ет­ся мес­том па­лом­ни­че­ст­ва для ев­ре­ев). В. яв­лял­ся од­ним из цен­тров вла­де­ний ро­да Еф­ра­фы (1 Цар. 17:12). В В. ро­дил­ся, был из­бран и по­ма­зан на цар­ст­во про­ро­ком Са­муи­лом царь Да­вид (1 Цар. 16:1–13; 17:12; 20:6; 2 Цар. 23:14–16). Об ук­ре­п­ле­ни­ях В., со­глас­но Биб­лии, из­вест­но со вре­мён ца­ря Да­ви­да (2 Цар. 23:15; 1 Пар. 11:17–18). При ца­ре Ро­во­аме В. стал важ­ным сев.-вост. фор­по­стом всей обо­ро­ни­тель­ной сис­те­мы центр. Иудеи (2 Пар. 11:6). По­сле воз­вра­ще­ния ев­ре­ев из ва­ви­лон­ско­го пле­на го­род был вос­ста­нов­лен и вновь за­се­лён, од­на­ко пер­во­на­чаль­но в не­го вер­ну­лись толь­ко 123 чел. По­сле 135 н. э. (см. Бар-­Кох­ба) В. был за­нят рим. гар­ни­зо­ном.

Со­глас­но тра­ди­ции, на­ча­ло ко­то­рой по­ло­же­но Ори­ге­ном и Ие­ро­ни­мом Бла­жен­ным, В., го­род ца­ря Да­ви­да (ср.: Мф. 2:1–18; Лк. 2:1–20), яв­ля­ет­ся мес­том ро­ж­де­ния Ии­су­са Хри­ста. Наи­бо­лее зна­чи­мым объ­ек­том хри­сти­ан­ской ис­то­рии В. яв­ля­ет­ся Пе­ще­ра Ро­ж­де­ст­ва – мес­то при­ше­ст­вия в мир Иису­са Хрис­та, над ко­то­рой рас­по­ло­же­на ц. Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва (см. Рож­де­ст­ва храм). Совр. вид Пе­ще­ры Ро­ж­де­ст­ва окон­ча­тель­но сло­жил­ся в 12 в. Цер­ковь Ро­ж­де­ст­ва Хри­сто­ва – един­ст­вен­ный хри­сти­ан­ский храм Па­ле­сти­ны, бо­го­слу­же­ния в ко­то­ром не­пре­рыв­но про­дол­жа­ют­ся с ран­не­ви­зан­тий­ской эпо­хи. По пре­да­нию, по­ст­ро­ен имп. Кон­стан­ти­ном Ве­ли­ким и его ма­те­рью имп. Еле­ной (ос­вя­ще­на в мае 339). В 529 во вре­мя вос­ста­ния в Са­ма­рии цер­ковь бы­ла пол­но­стью раз­ру­ше­на; позд­нее вос­ста­нов­ле­на имп. Юс­ти­ниа­ном I по прось­бе прп. Сав­вы Ос­вя­щен­но­го. В 19 в., по при­ка­зу тур. вла­стей, про­стран­ст­во церк­ви раз­де­ли­ли на неск. час­тей, что­бы бо­го­слу­же­ния мог­ли про­во­дить пред­ста­ви­те­ли разл. хри­сти­ан­ских кон­фес­сий.

В 1880-х гг., на сред­ст­ва и по по­ру­чению гр. М. В. Ор­ло­вой-Да­вы­до­вой, ар­хим. Ан­то­нин (Ка­пус­тин) при­об­рёл уча­сток зем­ли в В., пе­ре­дан­ный по­сле 1894 Имп. пра­во­слав­но­му па­ле­стин­ско­му об-ву. В 1900 об­ще­ст­вом бы­ла от­кры­та на­чаль­ная шко­ла для араб. пра­во­слав­ных де­тей (про­су­ще­ст­во­ва­ла до нач. 1-й ми­ро­вой вой­ны 1914–18). В 1950-х гг. зе­мель­ный уча­сток был про­дан Пра­во­слав­но­му бла­го­тво­рит. об-ву при пра­во­слав­ной об­щи­не В. В ию­не 1997 Па­ле­стин­ской нац. ад­ми­ни­ст­ра­ци­ей бы­ло при­ня­то ре­ше­ние о воз­вра­ще­нии зе­мель­но­го уча­ст­ка Рус. пра­во­слав­ной церк­ви.

До ара­бо-из­ра­иль­ской вой­ны (1948–1949) в В. пре­ва­ли­ро­ва­ло хри­сти­ан­ское на­се­ле­ние, од­на­ко по­сле её окон­ча­ния поя­ви­лось мно­го араб. бе­жен­цев. Уже в 1967 хри­стиа­не со­став­ля­ли ме­нее по­ло­ви­ны жи­те­лей В. По­сле под­пи­са­ния Из­раи­лем и Орг-цией ос­во­бож­де­ния Па­лести­ны т. н. Нор­веж­ских со­гла­ше­ний (1993) го­род с при­ле­гаю­щи­ми к не­му на­се­лён­ны­ми пунк­та­ми во­шёл в со­став Па­ле­стин­ской ав­то­но­мии, чис­ло хри­сти­ан в нём су­ще­ст­вен­но умень­ши­лось.

В ок­ре­ст­но­стях В. на­хо­дят­ся др. важ­ные па­мят­ни­ки па­ле­стин­ской и хри­сти­ан­ской ис­то­рии: дво­рец-кре­пость ца­ря Иро­да, ос­тат­ки ак­ве­ду­ка пе­рио­да Вто­ро­го Хра­ма (в са­мом В.), Ра­мат-Ра­хель (Холм Ра­хи­ли, упо­ми­нае­мый во 2 в. н. э. рим. ис­то­ри­ком Юс­ти­ном как ме­сто рож­де­ния Ии­су­са Хри­ста), Бейт-Са­хур (По­ле Пас­ты­рей; от­кры­ты ос­тат­ки хра­мов 4–7 вв.).

Вернуться к началу