Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВЕРНЕ́

Авторы: А. М. Муратов
К. Ж. Верне. «Ландшафт с руинами замка». До 1756. Музей изящных искусств (Будапешт).
Э. Ж. О. Верне. Автопортрет. Сер. 19 в. Эрмитаж (С.-Петербург).

ВЕРНЕ́ (Vernet), се­мья франц. жи­во­пис­цев. Клод Жо­зеф (14.8.1714, Авинь­он – 3.12.1789, Па­риж), учил­ся у сво­его от­ца Ан­туа­на В. (1689–1752 или 1753), Ф. Со­ва­на и др. Во вре­мя пре­бы­ва­ния в Ита­лии (1734–53) пи­сал иде­аль­ные пей­за­жи в тра­ди­ци­ях К. Лор­ре­на, рим. ви­ды и от­ме­чен­ные ба­роч­ной ди­на­ми­кой ланд­шаф­ты в ду­хе С. Ро­зы. В Па­ри­же по за­ка­зу дво­ра вы­пол­нил се­рию из 15 кар­тин «Пор­ты Фран­ции» (1753–63, Лувр, Па­риж), со­че­таю­щую до­ку­мен­таль­ность ве­ду­ты с идеа­ли­за­ци­ей клас­сич. пей­за­жа, ро­кай­ль­ную де­ко­ра­тив­ность с на­тур­ны­ми впе­чат­ле­ния­ми. В сво­их ма­ри­нах варь­и­ро­вал од­ни и те же мо­ти­вы (бе­ре­го­вые ви­ды с руи­на­ми, бу­ри, ко­раб­ле­кру­ше­ния, эф­фек­ты ос­ве­ще­ния), эво­лю­цио­ни­руя от ро­ко­ко к пред­ро­ман­тиз­му. Ока­зал зна­чит. влия­ние на раз­ви­тие ро­ман­тич. пей­за­жа. Карл (Ан­ту­ан Шарль Орас) (14.8.1758, Бор­до – 27.11.1836, Па­риж), учил­ся у сво­его от­ца (Кло­да Жо­зе­фа В.) и Н. Б. Ле­пи­сье. При­двор­ный ху­дож­ник На­по­ле­о­на I, пи­сал пом­пез­ные кар­ти­ны на ис­то­рич., ба­таль­ные и охот­ни­чьи сю­же­ты в сти­ле ам­пир («Бит­ва при Ма­рен­го», 1806, Нац. му­зей Вер­са­ля и Триа­но­нов; «На­по­ле­он на охо­те в Ком­пь­ен­ском ле­су», 1811, Эр­ми­таж, С.-Пе­тер­бург), про­сла­вил­ся мас­тер­ски­ми изо­бра­же­ния­ми ло­ша­дей. Ав­тор ря­да ка­ри­ка­тур на мо­ды и ма­не­ры вре­мён Ди­рек­то­рии. Эмиль Жан Орас (30.6.1789, Па­риж – 17.1.1863, там же), учил­ся у сво­его от­ца (Кар­ла В.), Ф. А. Вен­са­на и др. Пи­сал кар­ти­ны на ис­то­рич., ба­таль­ные и бы­то­вые те­мы, порт­ре­ты; ра­бо­тал как мо­ну­мен­та­лист и гра­фик. Ди­рек­тор Франц. ака­де­мии в Ри­ме (1829–35). В 1830-е гг. по­се­тил Ал­жир, став од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков ори­ен­та­лиз­ма во франц. жи­во­пи­си. Круп­ней­ший пред­ста­ви­тель са­лон­но­го ро­ман­тиз­ма, об­ле­кал за­ни­ма­тель­ные сю­же­ты в па­те­тич. мно­го­фи­гур­ные ком­по­зи­ции, вир­ту­оз­но вла­дея ака­де­мич. ри­сун­ком и на­ту­ра­ли­стич. глад­ко­пи­сью («Апо­фе­оз На­по­ле­о­на», со­б­ра­ние Уол­лес, Лон­дон; «Ма­ме­люк», 1830-е гг., ГМИИ). Вы­пол­няя ди­пло­ма­тич. мис­сию в Рос­сии (1836 и 1842–43), соз­дал ряд кар­тин для Ни­ко­лая I («Цар­ско­сель­ская ка­ру­сель», 1842, Дво­рец-му­зей, г. Пуш­кин; «Взя­тие рус­ски­ми вой­ска­ми пред­ме­стья Вар­ша­вы», 1849, Эр­ми­таж).

Соч.: Lettres intimes de M. Horas Vernet de l’Institut pendant son voyage en Russie (1842 et 1843). P., 1991.

Лит.: Dayot A. Les Vernet. Joseph, Carle, Ho­race. P., [1898]; idem. Carle Vernet. P., 1925; Conisbee Ph. Cloude-Joseph Vernet. 1714–1789.[Cat.]. L., 1976.

Вернуться к началу