Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ВАН ФУЧЖИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 4. Москва, 2006, стр. 589-590

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ВАН ФУЧЖИ́ (Ван Чу­ань­шань, Ван Эр­нун, Ван Цзян­чжай) (7.10.1619, Хэнъ­ян, у. Хэн­чжоу – 18.2.1692, Ши­чу­ань­шан, пров. Ху­нань), кит. фи­ло­соф и учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, пред­ста­ви­тель не­о­кон­фу­ци­ан­ст­ва. Из вы­со­ко­об­ра­зо­ван­ной се­мьи, в 1642 по­лу­чил учё­ную сте­пень цзюй жэнь.

По­доб­но двум дру­гим круп­ней­шим кит. мыс­ли­те­лям 17 в., Ху­ан Цзун­си и Гу Яньу, В. Ф. уча­ст­во­вал в воо­руж. со­про­тив­ле­нии мань­чжу­рам, вторг­шим­ся в Ки­тай, а по­сле во­ца­ре­ния в Пе­ки­не в 1648–50 ино­зем­ной ди­на­стии Цин – в дея­тель­но­сти на юге стра­ны ан­ти­цин­ско­го пра­ви­тель­ст­ва во гла­ве с мин­ским прин­цем Чжу Юла­ном (Гуй-ва­ном). По­сле его па­де­ния вер­нул­ся на ро­ди­ну, в пров. Ху­нань, и про­вёл там ос­тав­шую­ся часть жиз­ни в уе­ди­не­нии.

Спектр ин­те­ре­сов В. Ф. не­обы­чай­но ши­рок: фи­ло­со­фия (по­ми­мо кон­фу­ци­ан­ской да­ос­ская и буд­дий­ская), ис­то­рия, лит-ра, ес­теств. нау­ки, в т. ч. на­чи­нав­шие про­ни­кать с За­па­да. Из его бо­лее чем 100 ра­бот об­на­ру­же­но и опуб­ли­ко­ва­но ок. 70 (пер­вое собр. соч. уви­де­ло свет толь­ко в 1866). В чис­ле важ­ней­ших его со­чи­не­ний ком­мен­та­рии к ка­но­нам «И цзин» (1656 и 1686), «Шу цзин», «Ши цзин» (оба по­сле 1656), «Чет­ве­ро­кни­жие» (1666), «Дао дэ цзин» (1656–73) и «Чжу­ан-цзы» (1680), к «Ис­прав­ле­нию не­ве­же­ст­вен­ной не­зре­ло­сти» Чжан Цзая (1680) и «Все­об­щему зер­ца­лу [ис­то­рии]» Сы­ма Гуа­на (1688), а так­же «Сян цзун ло со» («Ос­но­вы [ве­ро­уче­ния буд­дий­ской] шко­лы [фа-]сян», 1682), «Сы вэнь лу» («За­пи­си раз­мыш­ле­ний и во­про­сов», до 1680), «Ху­ан шу» («Жёл­тая кни­га», 1656), «Э мэн» («Зло­ве­щий сон», 1683).

Вслед за Чжан Цза­ем В. Ф. раз­вил уче­ние о «Ве­ли­кой пус­то­те» как из­началь­ной ре­аль­но­сти, все­объ­ем­лю­щем вме­сти­ли­ще еди­ной и не­унич­то­жи­мой суб­стан­ции – «пнев­мы» (ци), ко­то­рая, ди­на­ми­че­ски транс­фор­ми­ру­ясь, сгу­ща­ясь и раз­ре­жа­ясь, об­ра­зу­ет всё мно­го­об­ра­зие «тьмы ве­щей». В про­ти­во­по­лож­ность до­ми­ни­ро­вав­шей не­окон­фу­ци­ан­ской шко­ле Чэн И – Чжу Си В. Ф. под­чёр­ки­вал пер­во­ос­нов­ной ха­рак­тер пнев­мы: без неё ни «прин­ци­пы», ни «Не­бо», ни «серд­це» не су­ще­ст­ву­ют. Из им­ма­нент­но при­су­щей пнев­ме ди­на­мич­но­сти вы­те­ка­ла кри­ти­ка сфор­му­ли­ро­ван­но­го Чжоу Ду­ньи прин­ци­па гла­вен­ст­ва по­коя над дви­же­ни­ем, вос­хо­дя­ще­го к дао­сиз­му и уп­ро­чив­ше­го­ся бла­го­да­ря буд­диз­му. При­зна­вая по­кой про­из­вод­ным от дви­же­ния, их взаи­мо­дей­ст­вие В. Ф. со­от­но­сил с уни­вер­саль­ны­ми ми­ро­уст­рои­тель­ны­ми си­ла­ми инь и ян (во­пло­ще­ни­ем их един­ст­ва вы­сту­па­ет у В. Ф. дао): «В дви­же­нии ро­ж­да­ет­ся ян – это дви­же­ние дви­же­ния. В по­кое ро­ж­да­ет­ся инь – это по­кой дви­же­ния».

Вы­дви­нув те­зис о «при­сут­ст­вии не­бес­ных прин­ци­пов в че­ло­ве­че­ских же­ла­ни­ях», В. Ф. тем са­мым со­ли­да­ри­зи­ро­вал­ся с Ху­ан Цзун­си и Гу Яньу в при­зна­нии «за­кон­но­го» ха­рак­те­ра ча­ст­ных ин­те­ре­сов, чув­ст­вен­ных же­ла­ний и стрем­ле­ний к поль­зе/вы­го­де, пред­став­ляю­щих в че­ло­ве­че­ской пси­хи­ке («серд­це») на­ча­ло инь, ко­то­рое долж­но быть под­чи­не­но на­ча­лу ян (его пред­став­ля­ют в че­ло­ве­че­ском «серд­це» не­бес­ные прин­ци­пы и стрем­ле­ние к долж­ной спра­ведли­во­сти). В гос. вла­сти В. Ф. ви­дел ру­ко­во­дя­щую си­лу, воз­вы­шаю­щую всё ин­ди­ви­ду­аль­ное и эгои­сти­че­ское до уров­ня все­об­щих и аль­труи­стич. не­бес­ных прин­ци­пов. Ис­хо­дя из этой пред­по­сыл­ки и по­сле­до­ват. мо­нар­хиз­ма, В. Ф. по­ла­гал бо­лее по­лез­ной сис­те­му цен­тра­ли­зо­ван­ных ок­ру­гов и уез­дов, не­же­ли де­цен­тра­ли­зо­ван­ных фео­дов, вы­сту­пая в этом как пря­мой ан­та­го­нист Ху­ан Цзун­си. В др. кар­ди­наль­ном пунк­те тео­ре­тич. по­ле­ми­ки той эпо­хи – во­про­се о при­ори­те­те лю­дей или за­ко­нов – В. Ф., на­про­тив, за­ни­мал ком­про­мисс­ную по­зи­цию, от­стаи­вая оди­на­ко­вую важ­ность тех и дру­гих и при­ми­ряя т. о. Ху­ан Цзун­си с Гу Яньу.

Как са­мый по­сле­до­ват. апо­ло­гет то­таль­но­го эво­лю­цио­низ­ма («в Под­не­бес­ной есть не­зыб­ле­мые прин­ци­пы, но нет не­зыб­ле­мых за­ко­нов», «в пре­вра­ще­ни­ях Не­ба и зем­ли еже­днев­ны об­нов­ле­ния») В. Ф. во 2-й пол. 19 в. был под­нят на щит идео­ло­га­ми кит. ре­фор­ма­тор­ст­ва Кан Ювэ­ем, Лян Ци­чао (1873–1923) и Тань Сы­ту­ном.

Соч.: Ван Чу­ань­шань ши вэнь цзи. Пе­кин, 1962. Т. 1–2; Чу­ань­шань и шу цю­ань цзи / Сост. Чжан Бин­линь. Тай­бэй, 1972. Т. 1–22.

Лит.: Чжан Си­тан. Ван Чу­ань­шань ды сюэ пу. Тай­бэй, 1965; Vierheller E. Nation und Elite im Denken von Wang Fu-chin. Hamb., 1968; Бу­ров В. Г. Ми­ро­воз­зре­ние ки­тай­ско­го мыс­ли­те­ля XVII в. Ван Чу­ань­ша­ня. М., 1976; Хоу Вай­лу. Чу­ань­шань сюэ ань. Цюй­фу, 1982; Black A. H. Man and nature in the philosophical thought of Wang Fu-chih. Se­at­le, 1989; McMorran I. The passionate rea­list: an introduction to the life and political thought of Wang Fuzhi (1619–1692). Hong Kong, 1992; Ху Ай­гуй. Вин Фуч­жи юй Чжун­го вэньхуа. Гуй­ян, 2001.

Вернуться к началу