Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ТАНЬ СЫТУ́Н

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 31. Москва, 2016, стр. 661

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ТАНЬ СЫТУ́Н (10.3.1865, Пе­кин – 28.9.1898), кит. фи­ло­соф, по­эт, об­ществ. и гос. дея­тель. Из се­мьи чи­нов­ни­ка. Полу­чил кон­фу­ци­ан­ское об­ра­зо­ва­ние. В 1884, во вре­мя пу­те­ше­ст­вия по Ки­таю, на­пи­сал св. 200 сти­хо­тво­ре­ний. В кон. 1880-х гг. пе­ре­ехал в пров. Ху­бэй, где его отец был на­зна­чен ген.-гу­бер­на­то­ром. Там по­зна­ко­мил­ся с учё­ны­ми, хо­ро­шо знав­ши­ми ев­роп. тра­ди­цию, и все­рь­ёз ув­лёк­ся зап. нау­ка­ми. Ор­га­ни­за­тор Юж. об-ва про­све­ще­ния, ру­ко­во­ди­тель Шко­лы ма­те­ма­ти­ки и ес­теств. на­ук в г. Лю­ян (1895), гл. ре­дак­тор газ. «Сян­бао». По­сле по­ра­же­ния Ки­тая в вой­не с Япо­ни­ей в 1895 по­зна­ко­мил­ся с фи­ло­со­фом Лян Ци­чао и на­став­ни­ком имп. Цзай Тя­ня – Вэн Тун­хэ. В 1896–97 ра­бо­тал над соз­да­ни­ем кн. «Жэнь сюэ» [«Уче­ние о жэнь (гу­ман­но­сти)»]. В 1898 стал чле­ном имп. со­ве­та, под­дер­жи­вал идеи Цзай Тя­ня о ре­фор­ми­ро­ва­нии им­пе­рии Цин. По­сле по­ра­же­ния «Ста дней ре­форм» аре­сто­ван и каз­нён. За неск. дней до аре­ста он пе­ре­дал «Жэнь сюэ» од­но­му из дру­зей; ру­ко­пись опуб­ли­ко­ва­на по­сле его смер­ти в од­ном из кит. жур­на­лов (а так­же отд. кни­гой в Шан­хае). Гл. эти­че­ской цен­но­стью Т. С. про­воз­гла­шал гу­ман­ность, ко­то­рую трак­то­вал как в кон­фу­ци­ан­ских, так и в буд­дий­ских и хри­сти­ан­ских тер­ми­нах. Суть жэнь он ви­дит в че­ты­рёх взаи­мо­свя­зан­но­стях (тун), не­об­хо­ди­мых для по­строе­ния гу­ман­но­го об­ще­ст­ва: ме­ж­ду собств. вос­при­яти­ем и вос­при­яти­ем др. че­ло­ве­ка, ме­ж­ду муж­чи­ной и жен­щи­ной, ме­ж­ду со­ци­аль­ны­ми слоя­ми, ме­ж­ду Ки­та­ем и За­па­дом.

Вернуться к началу