ГУ ЯНЬУ́
-
Рубрика: Всемирная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГУ ЯНЬУ́, Гу Тинлинь, Гу Нинжэнь (15.7.1613, Куньшань, пров. Цзянсу – 15.2.1682, Цюйво, пров. Цзянси), учёный-энциклопедист, философ-конфуцианец, политич. деятель, пытавшийся противостоять завоеванию Китая маньчжурами и воцарению там маньч. династии Цин (1644–1911). Происходил из образованной, занимавшей высокое социальное положение семьи. Полагал, что совр. ему конфуцианство (неоконфуцианство) утратило первоначальную сущность, и предлагал вернуть его к идеализированным «подлинным» основам, закрепившимся в Китае в период обеих династий Хань (206 до н. э. – 220 н. э.). Поэтому идейное направление, которому положил начало Г. Я., – пу сюэ («учение о естестве», «конкретное учение») – получило также назв. «хань сюэ» («ханьское учение»). Искажение конфуцианского учения – идеологич. основы имперской политич. системы – считал гл. причиной неспособности Китая отразить маньч. нашествие. Смену династии, а тем более воцарение иноземцев Г. Я., в соответствии с традиц. конфуцианской историософией, считал следствием утраты в стране моральных ценностей. Метод исправления нравов, восстановления социальной гармонии и укрепления воен.-политич. мощи Китая видел в «чистосердечных обсуждениях», позволяющих обеспечить свободное волеизъявление народа. Г. Я. предлагал несколько изменить традиц. концепцию политич. власти: не рассматривать адм. аппарат как некий «придаток» императора, но видеть в чиновниках тех, кто разделяет властные полномочия с государем. Считал недопустимым подавление властью частных интересов людей, построение экономич. отношений рассматривал через призму социально-политич. стабильности, определяющей, по его мнению, благосостояние общества. Выступал против чрезмерно резкой имуществ. дифференциации, безудержного обогащения, предлагал использовать практику частичного регулирования государством рыночных цен. Отстаивал принцип практич. применимости знания, был сторонником в определённой степени критич. подхода к классич. текстам, подчёркивая необходимость изучения прежде всего конкретных явлений и событий, а не постижения реальности с помощью «внутреннего знания». Г. Я. оставил след в разных областях гуманитарного и естественно-науч. знания: истории, философии, географии, экономики, астрономии. Его просветительская деятельность оказала значительное влияние на современников и последующие поколения кит. интеллигенции.