Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ХУА́Н ЦЗУНСИ́

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 34. Москва, 2017, стр. 219

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. И. Кобзев

ХУА́Н ЦЗУНСИ́ (Ху­ан Тай­чжун, Ху­ан Нань­лэй, Ху­ан Лич­жоу) (24.9.1610, окр. Юй­яо пров. Чжэц­зян – 12.8.1695), кит. фи­ло­соф и учё­ный-эн­цик­ло­пе­дист, пред­ста­ви­тель не­окон­фу­ци­ан­ст­ва; ос­но­ва­тель чжэц­зян­ской ис­то­рич. шко­лы. Про­ис­хо­дил из се­мьи при­двор­но­го са­нов­ни­ка, сто­рон­ни­ка Дун­линь­ской пар­тии, уби­то­го в тюрь­ме. Уче­ник по­сле­до­ва­те­ля Ван Ян­ми­на Лю Цзун­чжоу (1578–1645). Уча­ст­во­вал в воо­руж. борь­бе с вторг­ши­ми­ся в Ки­тай мань­чжу­ра­ми, с 1649 за­нял­ся на­уч. и лит. ра­бо­той.

Ав­тор ис­то­рич. со­чи­не­ний, в т. ч. об эпо­хе Мин, ра­бот по ис­то­рии кит. фи­ло­со­фии 10–17 вв. [«Сун-Юань сюэ-ань» («От­чёт об уче­ни­ях [эпох] Сун и Юань») и «Мин-жу сюэ-ань» («От­чёт об уче­ни­ях кон­фу­ци­ан­цев [эпо­хи] Мин»)], трак­та­та «Мин-и дай-фан лу» («За­пис­ки для ожи­дае­мо­го с ви­зи­том [пра­ви­теля в пе­ри­од] По­ра­же­ния Све­та» или «За­пис­ки, про­све­щаю­щие вар­ва­ров в ожи­да­нии при­хо­да [со­вер­шен­но­муд­ро­го пра­ви­те­ля]», 1662), по­свя­щён­но­го об­ще­ст­во­ведч. про­бле­ма­ти­ке, и др. Транс­фор­ми­руя «уче­ние о серд­це» Ван Ян­ми­на, Х. Ц. сде­лал упор на ото­жде­ст­в­ле­нии «серд­ца» (синь) с «пнев­мой» (ци), а не с «прин­ци­пом» (ли); счи­тал, что все­ми людь­ми от ро­ж­де­ния дви­жут ча­ст­ные ин­те­ре­сы и стрем­ле­ние к поль­зе/вы­го­де (ли), а не к дол­гу/спра­вед­ли­во­сти (и). Но в жиз­ни об­ще­ст­ва (Под­не­бес­ной) долж­на осу­ще­ст­в­лять­ся об­щая поль­за/вы­го­да, за что от­вет­ст­вен пре­ж­де все­го пра­ви­тель. Х. Ц. ут­вер­ждал, что сна­ча­ла долж­ны «иметь­ся упо­ря­до­чен­ные за­ко­ны, по­сле че­го поя­вят­ся упо­рядо­чи­ваю­щие лю­ди», а са­ми за­ко­ны долж­ны со вре­ме­нем ме­нять­ся. «Под­не­бес­ная не мо­жет быть упо­ря­до­че­на од­ним че­ло­ве­ком, по­это­му для её упо­ря­до­че­ния уч­ре­ж­де­но чи­нов­ни­че­ст­во. Так что чи­нов­ни­ки суть те­лес­ные во­пло­ще­ния пра­ви­те­ля» (это ос­но­ва­ние для вклю­чения са­мо­го им­пе­ра­то­ра, счи­тав­ше­го­ся сы­ном Не­ба, в «зем­ную» адм. ие­рар­хию и до­пу­ще­ния не­на­след­ст­вен­ной пе­ре­да­чи вла­сти). Х. Ц. вы­сту­пал за урав­нит. пе­ре­рас­пре­де­ле­ние зе­мель, вос­ста­нов­ле­ние древ­ней сис­те­мы «ко­ло­дез­ных по­лей» (цзин-тянь), сни­же­ние на­ло­гов с кре­сть­ян и их диф­фе­рен­циа­цию в за­ви­си­мо­сти от пло­до­род­но­сти зем­ли, при­зна­ние тор­гов­ли и ре­мес­ла, на­ря­ду с зем­ле­де­ли­ем, «осн. за­ня­ти­ем», уни­фи­ка­цию де­неж­ной сис­те­мы, эмис­сию бу­маж­ных де­нег и уч­ре­ж­де­ние бан­ков. Его со­ци­аль­но-по­ли­тич., эко­но­мич. и пра­во­вые идеи ока­за­ли влия­ние на кит. ре­фор­ма­то­ров кон. 19 – нач. 20 вв., в осо­бен­но­сти на Лян Ци­чао.

Соч.: The records of Ming scholars. Honolulu, 1987; Waiting for the dawn: A plan for the Prince: Huang Tsung-hsi`s Ming-i tai-fang lu. N. Y., 1993; Ху­ан Цзун-си цю­ань цзи. Хан­чжоу, 2005. Кн. 1–12.

Лит.: Struve L. A. Huang Zongxi in context: A reappraisal of his major writings // The Jour­nal of Asian Studies. 1988. Vol. 47. № 3; Коб­зев А. И. Фи­ло­со­фия ки­тай­ско­го не­окон­фу­ци­ан­ст­ва. М., 2002.

Вернуться к началу