ХУА́Н ЦЗУНСИ́
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ХУА́Н ЦЗУНСИ́ (Хуан Тайчжун, Хуан Наньлэй, Хуан Личжоу) (24.9.1610, окр. Юйяо пров. Чжэцзян – 12.8.1695), кит. философ и учёный-энциклопедист, представитель неоконфуцианства; основатель чжэцзянской историч. школы. Происходил из семьи придворного сановника, сторонника Дунлиньской партии, убитого в тюрьме. Ученик последователя Ван Янмина Лю Цзунчжоу (1578–1645). Участвовал в вооруж. борьбе с вторгшимися в Китай маньчжурами, с 1649 занялся науч. и лит. работой.
Автор историч. сочинений, в т. ч. об эпохе Мин, работ по истории кит. философии 10–17 вв. [«Сун-Юань сюэ-ань» («Отчёт об учениях [эпох] Сун и Юань») и «Мин-жу сюэ-ань» («Отчёт об учениях конфуцианцев [эпохи] Мин»)], трактата «Мин-и дай-фан лу» («Записки для ожидаемого с визитом [правителя в период] Поражения Света» или «Записки, просвещающие варваров в ожидании прихода [совершенномудрого правителя]», 1662), посвящённого обществоведч. проблематике, и др. Трансформируя «учение о сердце» Ван Янмина, Х. Ц. сделал упор на отождествлении «сердца» (синь) с «пневмой» (ци), а не с «принципом» (ли); считал, что всеми людьми от рождения движут частные интересы и стремление к пользе/выгоде (ли), а не к долгу/справедливости (и). Но в жизни общества (Поднебесной) должна осуществляться общая польза/выгода, за что ответствен прежде всего правитель. Х. Ц. утверждал, что сначала должны «иметься упорядоченные законы, после чего появятся упорядочивающие люди», а сами законы должны со временем меняться. «Поднебесная не может быть упорядочена одним человеком, поэтому для её упорядочения учреждено чиновничество. Так что чиновники суть телесные воплощения правителя» (это основание для включения самого императора, считавшегося сыном Неба, в «земную» адм. иерархию и допущения ненаследственной передачи власти). Х. Ц. выступал за уравнит. перераспределение земель, восстановление древней системы «колодезных полей» (цзин-тянь), снижение налогов с крестьян и их дифференциацию в зависимости от плодородности земли, признание торговли и ремесла, наряду с земледелием, «осн. занятием», унификацию денежной системы, эмиссию бумажных денег и учреждение банков. Его социально-политич., экономич. и правовые идеи оказали влияние на кит. реформаторов кон. 19 – нач. 20 вв., в особенности на Лян Цичао.