Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАЛИ́ЙЦЫ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 2. Москва, 2005, стр. 704-706

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. А. Маретина; Г. М. Сорокина (искусство)

БАЛИ́ЙЦЫ, авс­тро­не­зий­ский на­род в Ин­до­не­зии, осн. на­се­ле­ние ост­ро­вов Ба­ли, Ну­са­пе­ни­да и Лом­бок. Чис­лен­ность 4,2 млн. чел. (2000, оцен­ка). 7 тыс. чел. жи­вут на юге о. Су­ла­ве­си. Го­во­рят на ба­лий­ском яз. ба­ли-са­сак­ской груп­пы авс­тро­не­зий­ских язы­ков (см. Ин­до­не­зий­ские язы­ки). Совр. пись­мен­ность на ос­но­ве ла­тин­ско­го ал­фа­ви­та тра­ди­ци­он­ная – инд. про­ис­хож­де­ния. Ре­ли­гия – ме­ст­ный ва­ри­ант ин­ду­из­ма.

Пер­вые го­су­дар­ст­ва по­яв­ля­ют­ся на Ба­ли в кон. 1-го тыс. н. э. Б. ис­пы­та­ли влия­ние ин­до-яван­ской куль­ту­ры, в 1343 во­шли в им­пе­рию Мад­жа­па­хит, по­сле её па­де­ния о. Ба­ли ос­тал­ся осн. оп­ло­том ин­ду­из­ма в Ин­до­не­зии. В сер. 15 в. на Ба­ли об­ра­зо­ва­лись отд. кня­же­ст­ва, в нач. 20 в. под­чи­нён­ные нидер­ланд­ца­ми; Б. ока­зы­ва­ли нидерл. ко­ло­ни­за­то­рам ожес­то­чён­ное со­про­тив­ле­ние (вплоть до мас­со­вых са­мо­убийств пе­ред ли­цом вра­га–«пу­пу­тан»).

Погребальная процессия: покойного в саркофаге в виде фигуры быка несут к месту кремации.

Осн. за­ня­тие – па­шен­ное тер­рас­ное зем­ле­де­лие (гл. куль­ту­ра – за­лив­ной рис). Ино­гда вме­сто вспаш­ки на по­лях уст­раи­ва­ют гон­ки бы­ков, при­ни­маю­щие вид празд­нич­ных зре­лищ (мег­рум-бун­ган). Раз­во­дят бы­ков, чёр­ных сви­ней ме­ст­ной по­ро­ды и др. Раз­ви­ты про­из-во тка­ней икат, резь­ба по де­ре­ву (фи­гур­ки жи­вот­ных, ком­по­зи­ции на ми­фо­ло­гич. те­мы и др.), из­го­тов­ле­ние кин­жа­лов-кри­сов и др. Тра­диц. по­се­ле­ния ли­ней­ной пла­ни­ров­ки, вы­тя­ну­ты с юга на се­вер; в цен­тре де­рев­ни – храм (пу­ра), об­щин­ный дом, шко­ла и др. Усадь­бы со­сто­ят из жи­лых, хо­зяй­ст­вен­ных и куль­то­вых (до­маш­ние хра­мы-санг­гах в ви­де на­ве­са на вы­со­ких сва­ях) по­стро­ек, окру­же­ны глу­хи­ми гли­но­бит­ны­ми сте­на­ми. Ка­ж­дый дом со­сто­ит из не­сколь­ких жи­лых по­стро­ек (ба­ле), имею­щих две-три кир­пич­ные или гли­но­бит­ные, по­кры­тые резь­бой сте­ны и со­ло­мен­ную кры­шу, опи­раю­щую­ся на стол­бы. Во дво­ре – де­ре­вян­ные и ка­мен­ные из­вая­ния до­б­рых и злых ду­хов. Оде­ж­да об­ще­ин­до­не­зий­ско­го ти­па, шьёт­ся в осн. из яван­ско­го ба­ти­ка. Празд­нич­ные блю­да – мя­со ка­ба­нов, мор­ских че­ре­пах, ле­ту­чих мы­шей, ди­ко­бра­зов, круп­ных яще­риц и на­се­ко­мые. Сель­ская ор­га­ни­за­ция вклю­ча­ет, по­ми­мо об­щин (де­са), объ­е­ди­не­ния вла­дель­цев за­лив­ных по­лей-са­ва­хов, оро­шае­мых во­дой из од­но­го ис­точ­ни­ка (суб­ак). Су­ще­ст­ву­ет де­ле­ние на т. н. кас­ты – три вы­сших (три­ванг­са) и низ­шую (кау­ла, или суд­ра), со­от­вет­ст­вую­щие 4 др.-инд. вар­нам, ко­то­рое со­хра­ня­ет в осн. эти­кет­ное зна­че­ние (сис­те­ма ти­ту­лов); родств. объ­е­ди­не­ния с вы­бор­ным гла­вой (да­диа), объ­е­ди­не­ния ма­лых се­мей (пе­ка­ран­ган). Осо­бое замк­ну­тое со­сло­вие со­став­ля­ют куз­не­цы (пан­де). Ар­ха­ич. со­ци­аль­ные ин­сти­ту­ты (воз­рас­т­ные клас­сы, осо­бые ти­ту­ла­ту­ра и ри­туа­лы) со­хра­ня­ют­ся у жи­те­лей гор­ных об­лас­тей (ба­ли-ага).

Балийский танец. Сцена из «Рамаяны».

Из ин­дуи­ст­ских куль­тов наи­бо­лее раз­вит ши­ва­изм. Со­хра­ня­ет­ся тра­ди­ция книг на паль­мо­вых ли­сть­ях (лон­тар), со­дер­жа­щих тек­сты (в осн. на сред­не­яван­ском яз.) ин­дий­ско­го и ба­лий­ско­го эпо­са (ге­ро­ич. эпо­пея «Ма­лат»), ис­то­рич. пре­да­ний. Из архаич. культов рас­про­стра­нены об­ще­ин­до­нез. культ Ма­те­ри ри­са, по­кло­не­ние свя­щен­ной го­ре Гу­нунг Агунг и др. Празд­ни­ки – Но­вый год (Нье­пи), от­ме­чае­мый вес­ной, празд­ник по­сад­ки ри­са (Ба­нью Пи­на­рух), по­ми­наль­ный – Га­лун­ган (в сен­тяб­ре). Со­хра­ня­ет­ся обы­чай под­пи­ли­ва­ния зу­бов. Гл. об­ряд жиз­нен­но­го цик­ла – по­гре­баль­ный ри­ту­ал: по­кой­но­го в рез­ном сар­ко­фа­ге (в ви­де фи­гу­ры жи­вот­но­го), со­про­во­ж­да­емого к мес­ту кре­ма­ции празд­нич­ной про­цес­сией (с му­зы­кой и тан­ца­ми), сжигают в башне выс. до 20 м (бадэ); до­ро­го­стоя­щая це­ре­мо­ния мо­жет про­ис­хо­дить че­рез неск. лет пос­ле смер­ти по­кой­но­го. Те­ат­раль­ные жан­ры (ва­янг) близ­ки к яван­ским; на о. Ба­ли раз­но­вид­но­стью жан­ра ва­янг-оранг (те­атр че­ло­ве­ка) яв­ля­ет­ся те­атр ард­жа. Рас­про­стра­не­ны те­ат­ра­ли­зо­ван­ные тан­цы (ле­гонг, бе­чак), хра­мо­вые и др. Для тан­цев и уча­стия в куль­то­вых це­ре­мо­ни­ях (са­мая из­ве­ст­ная из них – «Ча­ло­на­ранг», или «Ба­ронг») из­го­тав­ли­ва­ют рез­ные де­ре­вян­ные рас­пис­ные мас­ки и слож­ные ко­стю­мы из тка­ни пра­да, де­ко­ри­рован­ные ор­на­мен­том, на­но­си­мым зо­ло­той фоль­гой или по­рош­ком на кле­е­вой ос­но­ве. Ба­лий­ский ва­ри­ант га­ме­ла­на от­ли­ча­ет­ся мень­шим раз­ме­ром, чис­то ин­ст­ру­мен­таль­ным со­ста­вом.

Бали. Пура Бесаких.

Ис­кус­ст­во. Сре­ди ср.-век. па­мят­ни­ков: Гоа-Гад­жа («Сло­но­вая пе­ще­ра», ок. 11 в.) – вы­се­чен­ное в ска­ле свя­ти­ли­ще (его фа­сад ук­ра­шен го­рель­еф­ны­ми изо­бра­же­ния­ми на ми­фо­ло­гич. сю­же­ты), пе­ред ко­то­рым рас­по­ло­же­ны ис­кусств. бас­сей­ны с во­до­сли­ва­ми в ви­де мо­ну­мен­таль­ных жен­ских фи­гур; «Ко­ро­лев­ские мо­ги­лы» (2-я пол. 11 в.) – ком­плекс из 10 скаль­ных за­хо­ро­не­ний, вы­се­чен­ные в кам­не фа­са­ды ко­то­рых упо­доб­ле­ны по фор­ме баш­не­об­раз­ным хра­мам (чан­ди). В ка­ж­дом се­ле­нии, как пра­ви­ло, име­ют­ся 3 хра­ма (пу­ра), по­свя­щён­ные бо­гам, ос­но­ва­те­лям де­рев­ни и ду­хам мёрт­вых. Хра­мо­вый ком­плекс обыч­но со­сто­ит из неск. тер­рас­ных дво­ров, об­не­сён­ных сте­ной с ук­ра­шен­ны­ми пыш­ной резь­бой баш­не­об­раз­ны­ми во­ро­та­ми, с жерт­вен­ни­ка­ми и ал­та­ря­ми; в самом даль­нем, свя­щен­ном дво­ре на­хо­дят­ся вы­со­кие мно­го­ярус­ные баш­ни. На скло­не го­ры Агунг рас­по­ло­жен са­мый ста­рый и зна­ме­ни­тый храм острова – Пура Бе­са­ких (14 в.). Раз­ви­та резь­ба по де­ре­ву, кам­ню, кос­ти, ро­гу. До нач. 20 в. тра­диц. куль­то­вая де­рев. скульп­ту­ра яр­ко рас­кра­ши­ва­лась, за­тем мас­те­ра ста­ли ра­бо­тать с не­ок­ра­шен­ным де­ре­вом, вы­яв­ляя его ес­теств. кра­со­ту. Совр. скульп­ту­ра Б. от­ли­ча­ет­ся бо­гат­ст­вом об­ра­зов тра­диц. ми­фо­ло­гии, гро­те­ск­но­стью фи­гур. На ост­ро­ве сло­жи­лась свое­об­раз­ная шко­ла жи­во­пи­си клее­вы­ми крас­ка­ми: в сред­ние ве­ка так рас­пи­сы­ва­лись хра­мо­вые и двор­цо­вые тка­ные за­ве­сы; совр. ху­дож­ни­ки соз­да­ют в этой тра­диц. ма­не­ре стан­ко­вые кар­ти­ны, для ко­то­рых ха­рак­тер­ны пло­ско­ст­ность ре­ше­ния при сплош­ном за­пол­не­нии всей жи­во­пис­ной по­верх­но­сти, под­чёрк­ну­тая де­ко­ра­тив­ность и сти­ли­за­ция фи­гур. В дер. Тен­га­нан вруч­ную ткут шёл­ко­вые тка­ни в слож­ной тех­ни­ке. Цен­тра­ми ре­мё­сел и жи­во­пи­си яв­ля­ют­ся се­ле­ния Клун­г­кунг, Убуд, Мас и др.

Лит.: Goris R. Bali: cults and customs. Dja­karta, 1950; Ber­net Kem­pers A. J. An­ci­ent In­do­ne­si­an art. Amst., 1959; Де­мин Л. М. Ост­ров Ба­ли. М., 1964; For­ge A. Ba­li­ne­se tra­di­ti­o­nal pa­in­ting. Syd­ney, 1978; Covarrubias M. Island of Bali. L., 1986.

Вернуться к началу