Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АНДРЕ́Й ПЕРВОЗВА́ННЫЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 731

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Г. Ястребов; И. Л. Бусева-Давыдова (иконография)
Архив «Православной энциклопедии» Андрей Первозванный. Мозаика апсиды собора Святой Софии в Киеве. 11 в.

АНДРЕ́Й ПЕРВОЗВА́ННЫЙ, в хри­сти­ан­ст­ве один из две­на­дца­ти апо­сто­лов. Ро­дом из Виф­саи­ды (Ин. 1, 44), брат ап. Пет­ра. А. П. ры­ба­чил на Ти­ве­ри­ад­ском оз. («мо­ре Га­ли­лей­ском»), вхо­дил в об­щи­ну Ио­ан­на Кре­сти­те­ля (Ин. 1, 35). Од­ним из пер­вых (Мф. 4, 18–20) или пер­вым (Ин. 1, 40–41) при­зван Ии­су­сом Хри­стом в чис­ло апо­сто­лов (от­сю­да – Пер­во­зван­ный). Со­глас­но од­ной апок­ри­фич. тра­ди­ции («Дея­ния апо­сто­ла Ан­д­рея»), А. П. на­чал про­по­ведь на юж.  бе­ре­гу Чёр­но­го м., дви­га­ясь че­рез Понт и Ви­фи­нию на за­пад, где по­се­тил Ви­зан­тий (бу­ду­щий Кон­стан­ти­но­поль), Фра­кию и Ма­ке­до­нию. Др. тра­ди­ция, вос­хо­дя­щая к 1-й пол. 3 в., от­ра­же­на у Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, ци­ти­ро­вав­ше­го Ори­ге­на, ко­то­рый ут­вер­ждал, что апо­столь­ским уде­лом А. П. бы­ла Ски­фия. Позд­ней­шие об­ра­бот­ки Псев­до-Епи­фа­ния (6–7 вв.) и ря­да ви­зант. ав­то­ров (в т. ч. Епи­фа­ния Мо­на­ха в «Жи­тии Ан­д­рея», ок. 815–843) объ­е­ди­ни­ли обе тра­ди­ции, обос­но­вав апо­столь­ское про­ис­хо­ж­де­ние кон­стан­ти­но­поль­ской ка­фед­ры и по­се­ще­ние А. П. Кры­ма (в т. ч. Хер­со­не­са) и При­чер­но­мо­рья. Со­глас­но цер­ков­но­му пре­да­нию, А. П. был рас­пят по рас­по­ря­же­нию рим. ма­ги­ст­ра­та в греч. г. Пат­ры на кре­сте, имев­шем фор­му бу­к­вы «Х» (т. н. ан­д­ре­ев­ский крест).

В рус. ле­то­пи­сях (пре­ж­де все­го, в «По­вес­ти вре­мен­ных лет») А. П., при­быв­ший из Си­но­пы в Кор­сунь (Хер­сонес), уз­нал о бли­зо­сти Днеп­ров­ско­го устья и «въсхотѣ пои­ти в Римъ»; под­няв­шись вверх по Днеп­ру, он бла­го­сло­вил ме­сто бу­ду­ще­го Кие­ва, а за­тем на­пра­вил­ся на се­вер, в зем­лю сло­вен, где позд­нее воз­ник Нов­го­род. От­ту­да А. П. от­был в Рим, а за­тем в Си­но­пу (Пол­ное со­б­ра­ние рус­ских ле­то­пи­сей, т. 1, стб. 7–9).

«Апостол Андрей благословляет киевские горы. Водружение крестана месте основания города». Миниатюра Радзивилловской летописи. Кон. 15 в. (Библиотека Академии наук. 34.5.30. л. 3 об.).

На Ру­си с 11 в. на­чи­на­ет­ся рост по­чита­ния А. П. как «по­кро­ви­те­ля Ру­си», строи­тель­ст­во хра­мов и мо­на­сты­рей в его честь. С 12 в. в рус. Про­ло­ге и Ве­ли­ких Че­тьих-Ми­не­ях раз­ви­ва­ет­ся тра­ди­ция ска­за­ний об А. П. и его хо­ж­де­нии на Русь. В сер. 16 в. в «Сте­пен­ной кни­ге» (1560–63) бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны ме­ст­ные нов­го­род­ские пре­да­ния о про­по­ве­ди А. П. в зем­ле Рус­ской, в т. ч. о во­дру­же­нии жез­ла «в ве­си, на­ри­цае­мой Гру­зи­не», где позд­нее поя­ви­лась ц. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го. С сер. 16 в. апо­столь­ской пре­ем­ст­вен­но­стью обос­но­вы­ва­лась са­мо­стоя­тель­ность Рус. церк­ви в цер­ков­ных де­лах. В кон. 17 в. Пет­ром I был уч­ре­ж­дён Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го ор­ден, а так­же Ан­д­ре­ев­ский флаг, став­ший стя­гом рус. фло­та.

Мо­щи А. П. из Патр в 357 бы­ли пе­рене­се­ны в Кон­стан­ти­но­поль, а по­сле взя­тия Кон­стан­ти­но­по­ля кре­сто­нос­ца­ми ока­за­лись в итал. г. Амаль­фи (1208). Часть мо­щей ок. 8 в. ока­за­лась в Шот­лан­дии, в ко­то­рой А. П. счи­та­ет­ся свя­тым по­кро­ви­те­лем (на фла­ге Шот­лан­дии при­сут­ст­ву­ет ан­д­ре­ев­ский крест). Гла­ва А. П. хра­нит­ся в ц. Ан­д­рея Пер­во­зван­но­го в Пат­рах, дес­ни­ца – в Ело­хов­ском Бо­го­яв­лен­ском со­бо­ре в Мо­ск­ве (дар ца­рю Ми­хаи­лу Фё­до­ро­вичу от ино­ков мон. Св. Ана­ста­сии Узо­ре­ши­тель­ни­цы близ г. Фес­са­ло­ни­ки в 1644), крест, на ко­то­ром рас­пя­ли А. П., – в со­бо­ре Св. Пет­ра в Ри­ме.

День па­мя­ти А. П. в Вост. церк­ви – 30 но­яб. (13 дек.) и 30 ию­ня (13 ию­ля) в Со­бо­ре 12 апо­сто­лов.

Иконография

«Святой апостол Андрей». Картина Эль Греко. 1606. Музей Эль Греко (Толедо).

Уже в ран­них па­мят­ни­ках (рос­пи­си ка­та­ком­бы в Кар­му­зе, Еги­пет, 4–6 вв., мо­заи­ка Бап­ти­сте­рия пра­во­слав­ных в Ра­вен­не, 5 в.) скла­ды­ва­ют­ся осн. чер­ты ико­но­гра­фии А. П.: он се­до­влас, с не­длин­ной бо­ро­дой, об­ла­чён в хи­тон и ги­ма­тий (ино­гда в ко­рот­кую ту­ни­ку, ко­то­рую но­си­ли ры­ба­ки). В ви­зант. иск-ве его ат­ри­бу­та­ми яв­ля­ют­ся сви­ток или кни­га, ре­же крест, в зап.-ев­роп. ико­но­гра­фии А. П. на­де­ля­ли так­же се­тью, ры­бой, по­со­хом с кре­стом в на­вер­шии. А. П. изо­бра­жал­ся сре­ди 12 апо­сто­лов в ком­по­зи­ции «Со­бор апо­сто­лов» и в её ва­ри­ан­те «Со­юз люб­ве свя­зуе­ми апо­сто­ли», а так­же в ил­лю­ст­ра­ци­ях к «Дея­ни­ям апо­сто­лов», в сце­нах «Тай­ной Ве­че­ри», «Ев­ха­ри­стии», «Ус­пе­ния Бо­го­ро­ди­цы» и др. Сю­же­ты «Апо­столь­ских стра­да­ний», из­вест­ные в ви­зант. ико­но­гра­фии с 10–11 вв., по­лу­чи­ли рас­про­стра­не­ние в ка­то­лич. иск-ве, от­ку­да при­шли в рус. ико­но­пись 17–18 вв. (рас­пя­тие А. П.). Один из са­мых пол­ных жи­тий­ных цик­лов (80 ми­ниа­тюр) со­дер­жит­ся в рус. ру­ко­пи­си жи­тия А. П. 17 в. Изо­бра­же­ния А. П. встре­ча­лись в мо­ну­мен­таль­ных рос­пи­сях; ико­на А. П., оче­вид­но, из­на­чаль­но вхо­ди­ла в со­став деи­сус­но­го ря­да рус. вы­со­ко­го ико­но­ста­са (напр., в Ус­пен­ском со­бо­ре во Вла­ди­ми­ре, 1408, ху­дож­ни­ки ма­стер­ской Да­ни­ила Чёр­но­го и Ан­д­рея Руб­лё­ва).

Лит.: Ма­лы­шев­ский И. Ска­за­ние о по­се­щении рус­ской стра­ны св. апо­сто­лом Ан­д­ре­ем // Тру­ды Ки­ев­ской ду­хов­ной ака­де­мии. 1866. Т. 2. № 6; Ва­силь­ев­ский В. Г. Хо­ж­де­ние апо­сто­ла Ан­д­рея в стра­не мир­ми­до­нян // Ва­силь­ев­ский В. Г. Тру­ды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1; Dvornik F. The idea of Ap­os­tolity in Byz­an­tium and the leg­end of the Apos­tle An­drew. Camb. (Mass.), 1958; Pe­ter­son P. An­drew, brother of Si­mon Pe­ter. His his­tory and his leg­ends. Lei­den, 1958; Чи­чу­ров И. С. «Хо­ж­де­ние апо­сто­ла Ан­д­рея» в ви­зан­тий­ской и древ­не­рус­ской цер­ков­но-иде­оло­ги­чес­кой тра­ди­ции // The leg­acy of Saints Cy­ril and Metho­dius to Kiev and Mos­cow. Thes­saloniki, 1992; Ан­д­рей Пер­во­зван­ный // Пра­во­слав­ная эн­цик­ло­пе­дия. М., 2001. Т. 2.

Вернуться к началу