AVE MARIA
-
Рубрика: Музыка
-
Скопировать библиографическую ссылку:
AVE MARIA (А́ве Мари́я; лат. «радуйся, Мария»), католич. молитва Деве Марии. Источник 1-й части молитвы – Новый Завет (евангельские обращения к Богородице архангела Гавриила и св. Елизаветы – Лк. 1:28, 42). 2-я часть (со слов «Sancta Maria…»), добавленная в 15–16 вв., – свободносочинённый текст. Ранний текст A. M. встречается в надписи в ц. Санта-Мария Антиква в Риме (7 или 8 вв.), окончат. текст зафиксирован в «Римском бревиарии» (1568). В католич. богослужении широко используется первая половина текста, в осн. в связи с разл. праздниками во имя Девы Марии (в антифонах, респонсориях оффиция, офферториях и в аллилуйе мессы). В многоголосной музыке Ренессанса к тексту A. M. обращались Жоскен Депре, Я. Аркадельт, Т. Л. де Виктория, Пьер де ла Рю, Дж. Палестрина, У. Бёрд. В 19 в. A. M. озвучили мн. известные композиторы (Дж. Верди, П. Масканьи, Л. Керубини и др.), причём использовался как полный канонич. текст (напр., в хоре И. Брамса), так и «свободная фантазия» на тему молитвы. Пример – поэтич. текст В. Скотта в популярной песне Ф. Шуберта «A. M.» (1825; она же – «Третья песня Эллен»), в котором от оригинальной молитвы Богородице остались только первые два слова. Широкую известность приобрела «A. M.» Ш. Гуно (1859, на канонич. текст), написанная на основе прелюдии C-dur из 1-го т. «Хорошо темперированного клавира» И. С. Баха. В 20 в. на текст A. M. писали Э. Вила-Лобос, И. Ф. Стравинский. Пьесу для органа «A. M.» сочинил М. Регер (op. 80 № 5). См. также Гимнография.