Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВРАА́М

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 87

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: И. Л. Бусева-Давыдова (иконография); Е. А. Молодов
Рембрандт. «Жертвоприношение Авраама». 1635. Эрмитаж (С.-Петербург).

АВРАА́М (евр.  אברהם; греч. Ἀβραάμ, лат. Abraham), вет­хо­за­вет­ный пат­ри­арх. Ро­до­на­чаль­ник ев­ре­ев и (че­рез сы­но­вей от Ага­ри и Хет­ту­ры) разл. араб. пле­мён. Об А. по­ве­ст­ву­ет­ся в кн. Бы­тия (11:27–25:11). С А. на­чи­на­ет­ся но­вый этап Свя­щен­ной ис­то­рии по­сле­по­топ­но­го вре­ме­ни. На пу­ти из Ура Хал­дей­ско­го с от­цом Фар­рой, пле­мян­ни­ком Ло­том и же­ной Са­рой А. по­лу­чил от Бо­га обе­то­ва­ние и бла­госло­ве­ние о ве­ли­ком по­том­ст­ве. По пе­ре­се­ле­нии А. в Ха­на­ан Бог обе­ща­ет его по­том­ст­ву от­дать эту зем­лю (Зем­лю обе­то­ван­ную) и из­би­ра­ет А. ро­до­на­чаль­ни­ком Из­раи­ля (Быт. 12:2, 17:4–8; Ис. 51:2). На это из­бра­ние А. от­ве­ча­ет по­слу­ша­ни­ем и ве­рой. Гос­подь пред­ска­зал судь­бу по­том­ков А., оп­ре­де­лив гра­ни­цы бу­ду­ще­го из­ра­иль­ско­го цар­ст­ва – «от ре­ки Еги­пет­ской до ве­ли­кой ре­ки Ев­фра­та» (Быт. 15:7–21), и за­клю­чил с А. «за­вет веч­ный», дав обе­то­ва­ние, что тот ста­нет от­цом мно­же­ст­ва на­ро­дов, а Гос­подь бу­дет Бо­гом А. и его по­том­ков, ро­ж­дён­ных от Са­ры. Пер­во­на­чаль­ное имя Ав­рам бы­ло из­ме­не­но Бо­гом на А. (Быт. 17:5), биб­лей­ская эти­мология (отец мно­же­ст­ва на­ро­дов), а его же­ны Са­ры – на Сар­ра. Как зна­ме­но­ва­ние за­ве­та Бог ус­та­но­вил об­ре­за­ние вся­ко­го мла­ден­ца муж­ско­го по­ла и бла­го­сло­вил Сар­ру, пред­ска­зав ро­ж­де­ние Исаа­ка. В дуб­ра­ве Мам­рий­ской А. яви­лись три стран­ни­ка (ан­ге­ла), что в хри­сти­ан­ской тра­ди­ции трак­ту­ет­ся как яв­ле­ние Св. Трои­цы. Куль­ми­на­ци­ей ис­пы­та­ния ве­ры А. ста­ло по­ве­ле­ние Бо­га при­нес­ти в жерт­ву един­ст­вен­но­го сы­на Исаа­ка. А. по­ви­но­вал­ся, но в пос­лед­нее мгно­ве­ние ан­гел Гос­по­день ос­та­но­вил его, и вме­сто Исаа­ка в жерт­ву был при­не­сён овен. В на­гра­ду Бог под­твер­дил обе­то­ва­ния, дан­ные А. ра­нее.

В иу­дей­ской тра­ди­ции А. уже в пе­риод Вто­ро­го хра­ма стал ге­ро­ем мн. ле­генд. Вы­рос­ший в сре­де идо­ло­по­клон­ников, А. об­ра­тил­ся к Еди­но­му Бо­гу и про­по­ве­до­вал Его (кн. Юби­ле­ев, 11:16; 12:1–21; 20:7–10; 21:3–5, 21–25; 22:6; Ио­сиф Фла­вий. Иу­дей­ские древ­но­сти, I, 7, 1; Апо­ка­лип­сис Ав­раа­ма, 1–8, и др.). Эл­ли­ни­стич. иуда­изм вос­при­ни­мал А. как во­пло­ще­ние эл­лин­ско­го идеа­ла доб­ро­де­те­ли (Прем.; Фи­лон Алек­сан­д­рий­ский. Об Ав­раа­ме, 52–54; Ора­ку­лы Си­вил­лы, III, 218). С име­нем А. свя­зы­ва­лись так­же не­ко­то­рые апок­ри­фы и псев­до­эпи­гра­фы: Апо­ка­лип­сис Ав­раа­ма (79–81 н. э. ?), За­вет Ав­раа­ма (2 в. до н. э. – 6 в. н. э.).

В хри­сти­ан­ской тра­ди­ции А. – отец всех ве­рую­щих. Еван­ге­лист Мат­фей на­чи­на­ет ро­до­сло­вие Ии­су­са с А. Од­на­ко при­ча­ст­но­сти к де­тям А. не­дос­та­точно для спа­се­ния, на что на­дея­лись иудеи, ибо Хри­стос – боль­ше А. (Ин. 8:52–59). Бла­го­сло­ве­ние А. и за­вет Бо­га с ним ис­пол­ни­лись во Хри­сте (Деян. 3:25), и хри­стиа­не впра­ве име­но­вать се­бя из­бран­ным на­ро­дом (Ири­ней Ли­он­ский, Иу­стин Фи­ло­соф и др.).

В ко­ра­нич. тра­ди­ции А. (араб. Ibrahim) – пра­отец ара­бов и ев­ре­ев, ос­но­ва­тель мо­но­те­из­ма, сво­бод­но­го от по­сле­дую­щих ис­ка­же­ний. Бог ни­спос­лал А. пи­са­ние, ко­то­рое име­ну­ет­ся «кни­гой А.» (Ко­ран, 19:42) и «свит­ка­ми А.» (Ко­ран, 53:37–38; 87:19). По пре­да­нию, А. воз­вёл дом Бо­жий на том мес­те, где те­перь на­хо­дит­ся Каа­ба, и ус­та­но­вил па­лом­ни­че­ст­во к не­му (Ко­ран, 2:119–121; 22:27).

Три мо­но­теи­стич. ре­ли­гии (иу­да­изм, хри­сти­ан­ст­во и ис­лам), ис­по­ве­дую­щие, по­доб­но А., ве­ру в Еди­но­го Бо­га, име­ну­ют­ся ав­раа­ми­че­ски­ми.

День па­мя­ти А. пра­во­слав­ная цер­ковь от­ме­ча­ет 9(22) ок­тяб­ря.

Иконография

В ран­не­ви­зан­тий­ском иск-ве А. ино­гда изо­бра­жал­ся юным, в ко­рот­кой ту­ни­ке, но рас­про­стра­не­ние по­лу­чи­ла ико­но­гра­фия, пред­став­лен­ная в рос­пи­сях си­на­го­ги в Ду­ра-Ев­ро­пос в Си­рии (245–256): А. – зре­лый муж или ста­рец, в длин­ной ту­ни­ке с кла­ва­ми и в пал­лиу­ме. В ср.-век. иск-ве Зап. Ев­ро­пы ино­гда изо­бра­жал­ся в ко­ро­не (как пре­док Хри­ста), до 9 в. – без ним­ба. Наи­бо­лее час­то А. фи­гу­ри­ру­ет в сю­же­тах «Жерт­во­при­но­ше­ние А.» (сим­вол Ев­ха­ри­стии) и «Гос­те­при­им­ст­во А.» («Яв­ле­ние трёх ан­ге­лов А.»); са­мые ран­ние при­ме­ры – в рос­пи­сях ка­та­комб При­сцил­лы (2 в.) и на Виа Ла­ти­на (4 в.) в Ри­ме, в рель­е­фах сар­ко­фа­гов. Сю­же­ты, свя­зан­ные с А., час­то встре­чают­ся в рос­пи­сях и мо­за­и­ках (напр., в ц. Сан­та-Ма­рия Мад­жо­ре в Ри­ме, 432–440; в ц. Сан-Ви­та­ле в Ра­вен­не, 6 в.), в пла­стич. де­ко­ре са­краль­ных зда­ний (Шартр­ский со­бор; рель­е­фы две­рей фло­рен­тий­ско­го бап­ти­сте­рия ра­бо­ты Ф. Бру­нел­ле­ски и Л. Ги­бер­ти и др.). Сю­жет «Гос­те­при­им­ст­во А.» с 9 в. по­лу­ча­ет рас­про­стра­не­ние так­же в ви­зан­тий­ском и др.-рус. иск-ве. В раз­лич­ных его ва­ри­ан­тах А. пред­сто­ит ан­ге­лам, омы­ва­ет им но­ги, под­но­сит ча­шу и т. п. В 9 в. воз­ни­ка­ет ико­но­гра­фия, по­лу­чив­шая на­звание «Ло­но Ав­раа­мо­во» (вхо­див­шая в ком­по­зи­цию Страш­но­го су­да, в т. ч. в скульп­тур­ных пор­та­лах, ми­ниа­тю­рах, рос­пи­сях, напр. Ус­пен­ско­го со­бо­ра во Вла­ди­ми­ре): А. в раю, на тро­не, с ду­шой еван­гель­ско­го бед­ня­ка Ла­за­ря на ко­ле­нях; по сто­ро­нам от А. вос­се­да­ют пра­от­цы Иса­ак и Иа­ков. Изо­бра­же­ния А. как вет­хо­за­вет­но­го пра­вед­ни­ка встре­ча­ют­ся в ви­зан­тий­ском иск-ве на­чи­ная с 14 в., с 16 в. об­раз А. вклю­чал­ся в со­став пра­оте­че­ско­го чи­на рус. ико­но­ста­сов.

Лит.: Алек­сан­д­ров Н., свящ. Ис­то­рия ев­рей­ских пат­ри­ар­хов (Ав­раа­ма, Исаа­ка и Иако­ва) по тво­ре­ни­ям св. от­цов и дру­гих пи­са­те­лей. Ка­зань, 1901; Зы­ков В. И., свящ. Биб­лей­ский пат­ри­арх Ав­ра­ам: биб­лей­ско-ис­то­риче­ский апо­ло­ге­ти­че­ский очерк. П., 1914; Moubarac Y. Abraham dans le Coran. P., 1958 [bibl.]; Bell R. The origin of Islam in its Chris­tian environment. L., 1968; Van Seter J. Abra­ham in history and tradition. Yale, 1987; Ага­да: Ска­за­ния, прит­чи, из­ре­че­ния Тал­му­да и Мид­ра­шей / Пер. С. Г. Фру­га. М., 1993; Вейн­берг И. Вве­де­ние в Та­нах: В 4 ч. М.; Ие­ру­са­лим, 2003. Ч. 3.

Вернуться к началу