АТОМИЗА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНАЯ
-
Рубрика: Социология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
АТОМИЗА́ЦИЯ СОЦИА́ЛЬНАЯ, амбивалентный процесс разобщения и эгоистического обособления людей, расхождения их частных интересов, ослабления и распада множества личностных и групповых связей, с одной стороны, и приобретения отдельным человеком самостоятельной сферы деятельности и приватной жизни, личного самосознания, освобождения от прямых личных зависимостей, единообразного коллективного сознания, групповых предрассудков и надзора, т. е. индивидуализации (от лат. individuum – неделимое, особь), с другой стороны.
Социальная философия и социология 18–20 вв. чаще всего связывали А. с. с переходом от традиц. обществ, скрепляемых «естественными» и «органическими» непосредственно-личными связями (кровнородственными, родовыми, общинными и т. п.), к обществам совр. типа с господством опосредованных, универсальных, безличных связей (товарно-денежных, абстрактно-символических, объективно определённых местом в системе разделения труда и т. п.). Новые проявления А. с. в кон. 20 – нач. 21 вв. анализируются в концепциях «новой индивидуализации», глобализации и постиндустриального информац. общества. В первой концепции А. с. связывается с тенденцией членов наиболее развитых обществ искать и планировать формы и ситуации собственной жизни вне традиц. путей крупных общественных групп – социальных сословий, классов и слоёв; во второй – с появлением космополитических кочевых «новых элит», которые порывают с национальной, региональной и местной ответственностью; в третьей – с тенденцией компьютерных технологий порождать новый вид одиночества и самоизоляции индивидов.
Предельную степень односторонней А. с. (без компонента индивидуализации, имеющего прочную опору в историч. нац. институтах и культуре) обычно связывают с идеей бесструктурного массового общества, возникающего в переходные периоды историч. кризисов и катастроф, когда население выпадает из традиц. сетей и форм социальной организации и атомарная изоляция людей порождает массовое чувство беспомощности и социальной беззащитности. Такая А. с. – «предтоталитарна» (Х. Арендт), ибо единственной опорой для атомарного массового человека с оборванными личными контактами и тотальным недоверием к ближнему становится внешнее принуждение политич. власти и насаждаемое ею внутреннее самопринуждение идеологич. мышления (чаще всего националистического). Предшественником этой концепции А. с. был политич. абсолютизм Т. Гоббса, у которого людей разобщает сама «природа», наделяя их потенциально равными способностями убивать и делая всех одинаково незащищёнными, из чего следует необходимость государства-Левиафана, спасающего индивидов от войны «всех против всех» как «естественного состояния». См. также Индивидуализм методологический, Номинализм.