БАПТИСТЕ́РИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БАПТИСТЕ́РИЙ (греч. βαπτιστήριον, лат. baptisterium), здание, помещение или его часть с водоёмом (купелью) для совершения таинства крещения. В античную эпоху термин «Б.» являлся одним из названий бассейна для плавания (от греч. βαπτίζω – погружать в воду, окунать, лат. baptizo). Самый ранний пример христианского Б. обнаружен в т. н. Доме собраний в Дура-Европос (ок. 240). Он представлял собой прямоугольную комнату с купелью (глубиной ок. 1 м) под киворием и с росписями на сюжеты Нового и Ветхого Заветов. Начиная с эпохи св. императора Константина Великого (в связи с резким ростом числа желающих принять крещение после легализации христианства) появляется множество больших, отдельно стоящих Б., как правило, в комплексе церковных построек. В 4–5 вв. строились Б. в виде здания с центрич. (круглым или 8-угольным) планом. Первое известное отдельно стоящее здание Б. было возведено как часть Латеранского епископского комплекса в Риме (4–5 вв., мозаики 5 в.). Другой ранний Б. построен при папе Сиксте III (5 в.) в Милане и известен великолепными мозаиками. В Равенне сохранились два Б. – православный (Неониана, ок. 400–450, мозаики в куполе – того же времени) и арианский (кон. 5 – нач. 6 вв., мозаики в куполе ок. 520). К тому же типу относятся Б. ц. Сан-Джованни во Флоренции (освящён в 1059) и Б. в Пизе (начат в 1153). Многоугольные в плане Б. известны в Аквилее, Градо и Альбенге. В вост. провинциях чаще строили трёхчастные (процессионного типа) Б. с купелью в центр. зале (напр., церкви Св. Феодора в Антиохии, 494–496, Св. Иоанна Крестителя в Герасе, Палестина, 529–533, ряд церквей на о. Кипр и т. п.). Такую планировку объясняют необходимостью защитить от посторонних взглядов обнажённых для совершения обряда крещения (в первом зале проходила подготовка, в центральном – собственно крещение, а в последнем – миропомазание). Популярны были и более простые типы Б. – в виде прямоугольной или апсидальной палатки, пристроенной к церкви недалеко от её алтарной части.
Отдельно стоящие здания Б. известны также в Константинополе (напр., Малый Б. Собора Святой Софии, 6 в.; не сохранился), в Преславе (Б. т. н. Золотой церкви, нач. 10 в.) и др. Б. т. н. уваровской базилики в Херсонесе представлял собой водоём, перекрытый киворием на 4 столбах (6–7 вв., свод был украшен мозаикой; предположительно место крещения св. кн. Владимира Святославича).
C 6 в., когда обычной практикой стало крещение детей, большие, отдельно стоящие Б. утратили актуальность и купели стали располагать в нартексе храмов. В средние века в визант. мире особые здания для крещения строили редко и в осн. только там, где требовалось крестить многочисл. группы взрослых. Так, среди др.-рус. Б. особую группу образуют пристройки в виде небольшого храма, напр. в Спасо-Преображенском соборе в Чернигове (ок. 1036), Успенском соборе Киево-Печерской лавры (кон. 11 в., разрушен в 1941) и др.