Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

БАПТИСТЕ́РИЙ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 3. Москва, 2005, стр. 22

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Баптистерий ц. Сан-Джованни во Флоренции.

БАПТИСТЕ́РИЙ (греч. βαπτιστήριον, лат. baptisterium), зда­ние, по­ме­ще­ние или его часть с во­до­ёмом (ку­пе­лью) для со­вер­ше­ния та­ин­ст­ва кре­ще­ния. В ан­тич­ную эпо­ху тер­мин «Б.» яв­лял­ся од­ним из назва­ний бас­сей­на для пла­ва­ния (от греч. βαπτίζω – по­гру­жать в во­ду, оку­нать, лат. baptizo). Са­мый ран­ний при­мер хри­стиан­ско­го Б. об­на­ру­жен в т. н. До­ме со­б­ра­ний в Ду­ра-Ев­ро­пос (ок. 240). Он пред­став­лял со­бой пря­мо­уголь­ную ком­на­ту с ку­пе­лью (глу­би­ной ок. 1 м) под ки­во­ри­ем и с рос­пи­ся­ми на сю­же­ты Но­во­го и Вет­хо­го За­ве­тов. На­чи­ная с эпо­хи св. им­пе­ра­то­ра Кон­стан­ти­на Ве­лико­го (в свя­зи с рез­ким рос­том чис­ла же­лаю­щих при­нять кре­ще­ние по­сле ле­га­ли­за­ции хри­сти­ан­ст­ва) по­яв­ля­ет­ся мно­же­ст­во боль­ших, от­дель­но стоя­щих Б., как пра­ви­ло, в ком­плек­се цер­ков­ных по­стро­ек. В 4–5 вв. строи­лись Б. в ви­де зда­ния с цен­трич. (круг­лым или 8-уголь­ным) пла­ном. Пер­вое из­вест­ное от­дель­но стоя­щее зда­ние Б. бы­ло воз­ве­де­но как часть Ла­те­ран­ско­го епи­скоп­ско­го ком­плек­са в Ри­ме (4–5 вв., мо­заи­ки 5 в.). Дру­гой ран­ний Б. по­стро­ен при па­пе Сик­сте III (5 в.) в Ми­ла­не и из­вес­тен ве­ли­ко­леп­ны­ми мо­заи­ка­ми. В Ра­вен­не со­хра­ни­лись два Б. – пра­во­слав­ный (Не­ониа­на, ок. 400–450, мо­заи­ки в ку­по­ле – то­го же вре­ме­ни) и ари­ан­ский (кон. 5 – нач. 6 вв., мо­заи­ки в ку­по­ле ок. 520). К то­му же ти­пу от­но­сят­ся Б. ц. Сан-Джо­ван­ни во Фло­рен­ции (ос­вя­щён в 1059) и Б. в Пи­зе (на­чат в 1153). Мно­го­уголь­ные в пла­не Б. из­вест­ны в Ак­ви­лее, Гра­до и Аль­бен­ге. В вост. про­вин­ци­ях ча­ще строи­ли трёх­ча­ст­ные (про­цес­си­он­но­го ти­па) Б. с ку­пе­лью в центр. за­ле (напр., церк­ви Св. Фео­до­ра в Ан­ти­охии, 494–496, Св. Иоан­на Кре­сти­те­ля в Ге­ра­се, Па­ле­сти­на, 529–533, ряд церк­вей на о. Кипр и т. п.). Та­кую пла­ни­ров­ку объ­яс­ня­ют не­об­хо­ди­мо­стью за­щи­тить от по­сто­рон­них взгля­дов об­на­жён­ных для со­вер­шения об­ря­да кре­ще­ния (в пер­вом за­ле про­хо­ди­ла под­го­тов­ка, в цен­траль­ном – соб­ст­вен­но кре­ще­ние, а в по­след­нем – ми­ро­по­ма­зание). По­пу­ляр­ны бы­ли и бо­лее про­стые ти­пы Б. – в ви­де пря­мо­уголь­ной или ап­си­даль­ной па­лат­ки, при­стро­ен­ной к церк­ви не­да­ле­ко от её ал­тар­ной час­ти.

От­дель­но стоя­щие зда­ния Б. из­вест­ны также в Кон­стан­ти­но­по­ле (напр., Ма­лый Б. Со­бо­ра Святой Со­фии, 6 в.; не со­хра­нил­ся), в Преславе (Б. т. н. Золотой церкви, нач. 10 в.) и др. Б. т. н. ува­ров­ской ба­зи­ли­ки в Хер­со­не­се представлял собой водоём, перекрытый киворием на 4 стол­бах (6–7 вв., свод был украшен мозаи­кой; пред­по­ло­жи­тель­но ме­сто кре­ще­ния св. кн. Вла­ди­ми­ра Свя­то­сла­ви­ча).

C 6 в., ко­гда обыч­ной прак­ти­кой ста­ло кре­ще­ние де­тей, боль­шие, от­дель­но стоя­щие Б. ут­ра­ти­ли ак­ту­аль­ность и ку­пе­ли ста­ли рас­по­ла­гать в нар­тек­се хра­мов. В сред­ние ве­ка в ви­зант. ми­ре осо­бые зда­ния для кре­ще­ния строи­ли ред­ко и в осн. толь­ко там, где тре­бо­ва­лось кре­стить мно­го­числ. груп­пы взрос­лых. Так, сре­ди др.-рус. Б. осо­бую груп­пу об­ра­зу­ют при­строй­ки в ви­де не­боль­шо­го хра­ма, напр. в Спа­со-Пре­об­ра­жен­ском со­бо­ре в Чер­ни­го­ве (ок. 1036), Ус­пен­ском со­бо­ре Кие­во-Пе­чер­ской лав­ры (кон. 11 в., раз­ру­шен в 1941) и др.

Лит.: Grabar A. La baptistère paléo­chrétien. Milhouse, 1980; Falla Castelfranchi M. Bapti­steria: Intorno ai più noti battisteri dell’oriente. Roma, 1980; Khatchatrian A. Origine et typo­logie des baptistères paléochrétiens. Milhouse, 1982; Хруш­ко­ва Л. Г. Кре­щаль­ни древ­не­рус­ских хра­мов: к во­про­су об ис­то­ках // Russia Mediaevalis. 1992. Vol. 7. № 1; За­вад­ская И. А. Бап­ти­сте­рии Хер­со­не­са (к ис­то­рии кре­щаль­но­го об­ря­да в ран­не­ви­зан­тий­ский пе­риод) // Ма­те­риа­лы по ар­хео­ло­гии, ис­то­рии и эт­но­гра­фии Тав­рии. Сим­фе­ро­поль, 2002. Вып. 9.

Вернуться к началу