ТЕОГО́НИЯ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕОГО́НИЯ (греч. ϑεογονία, от ϑεός – бог и γονή – происхождение), совокупность мифов, трактующих о происхождении богов. Исключит. значение изучения др.-греч. Т. для понимания античной философии обусловливается тем, что рационализированная переработка теогонич. представлений лежит в основе всех античных филос. учений о первоначале. В содержании Т. у первого её систематизатора – Гесиода – отразились древнейшие представления периода матриархата: Гея – Земля как лоно всего сущего, существующая в мировом пространстве, Хаосе, и объемлемая мировым вожделением – Эросом (см. Эрот), рождающая из себя Урана – небо, с которым она затем вступает в брак. Первое потомство, рождённое Геей и Ураном, – Титаны, Киклопы и Сторукие, являются отражением и обобщением страшных стихийных сил природы. Ниспровержение Урана одним из его сыновей – Кроносом, а затем ниспровержение Кроноса Зевсом свидетельствуют о прогрессирующей борьбе со стихийными силами и растущем торжестве разума и воли. Олимпийский период греч. мифологии отражает уже значит. победу человека над природой, переход к полисному строению жизни. В дальнейшем Т. постепенно рационализируется. В досократовской философии теогонич. представления понимались как аллегории тех или иных сил природы и общества. Рационализация Т. характерна для Платона («Политика», «Тимей») и, в эпоху эллинизма, особенно для неоплатонизма, предпринявшего грандиозную попытку логически переосмыслить древнюю Т. в виде диалектически развитой и строго продуманной системы категорий.