Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛАТВИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 17. Москва, 2010, стр. 6

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




ЛАТВИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ, са­мо­управ­ляе­мая цер­ковь в со­ста­ве Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та, объ­е­ди­няю­щая пра­во­слав­ные при­хо­ды и мо­на­сты­ри на тер­ри­то­рии Лат­вии.

Пра­во­сла­вие на­ча­ло рас­про­стра­нять­ся в Ли­во­нии с 11–12 вв. в ре­зуль­та­те её вклю­че­ния в сфе­ру влия­ния по­лоц­ких, псков­ских и нов­го­род­ских кня­зей. К нач. 13 в. его ис­по­ве­до­ва­ла зна­чит. часть на­се­ле­ния кня­жеств Та­ла­ва, Ер­си­ка и Кок­не­се. В кон. 12 – 13 вв. по­сле за­вое­ва­ния Ли­во­нии ры­ца­ря­ми ме­че­нос­цев ор­де­на и епи­ско­па­ми Риж­ски­ми (см. Риж­ское епи­скоп­ст­во) на­се­ляв­шие её балт­ские пле­ме­на (лат­га­лы, се­лы, зем­га­лы, кур­ши) бы­ли об­ра­ще­ны в ка­то­ли­цизм. В 13–17 вв. на тер­ри­то­рии совр. Лат­вии су­ще­ст­во­ва­ли не­мно­го­чис­лен­ные пра­во­слав­ные при­хо­ды (в юрис­дик­ции ар­хи­еп. По­лоц­ко­го), чле­на­ми ко­то­рых бы­ли жив­шие там рус. тор­гов­цы и ре­мес­лен­ни­ки.

По­сле за­вое­ва­ния Рос­си­ей Лиф­лян­дии в хо­де Се­вер­ной вой­ны 1700–21 и об­ра­зо­ва­ния Лиф­лянд­ской гу­бер­нии на её тер­ри­то­рии на­чал­ся рост чис­ла пра­во­слав­ных хра­мов. В 1725 управ­ле­ние лиф­лянд­ски­ми при­хо­да­ми бы­ло пе­ре­да­но ар­хи­еп. Псков­ско­му и Нарв­ско­му (с 1764 Псков­ский и Риж­ский). В 1772 к Рос­сии при­сое­ди­не­на Лат­га­ле, пра­во­слав­ные при­хо­ды ко­то­рой бы­ли вклю­че­ны в Псков­скую и Риж­скую, с 1795 – в Мо­ги­лёв­скую епар­хию. По­сле вхо­ж­де­ния в со­став Рос­сии Кур­лян­дии (1795) пра­во­слав­ные при­хо­ды по­след­ней на­хо­ди­лись в юрис­дик­ции Псков­ской, Лиф­лянд­ской и Кур­лянд­ской (1799–1833) епар­хии, а за­тем Мин­ской (1833–36) епар­хии. В 1836 об­ра­зо­ва­но Риж­ское ви­ка­ри­ат­ст­во в со­ста­ве Псков­ской и Лиф­лянд­ской епар­хии, объ­е­ди­нив­шее пра­во­слав­ные при­хо­ды Лиф­лянд­ской и Кур­лянд­ской гу­бер­ний. Бла­го­да­ря дея­тель­но­сти Фи­ла­ре­та (Гу­ми­лев­ско­го), еп. Риж­ско­го (1841–48), чис­ло пра­во­слав­ных ве­рую­щих зна­чи­тель­но вы­рос­ло (с 20 тыс. до 138 тыс. чел.). В 1850 Риж­ское ви­ка­ри­ат­ст­во пре­об­ра­зо­ва­но в са­мо­сто­ят. Риж­скую и Ми­тав­скую епар­хию. В 1865 в её юрис­дик­цию пе­ре­да­ны при­хо­ды Эс­т­лянд­ской гу­бер­нии. В 1851 ос­но­ва­на Риж­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия. На 1914 в Риж­ской и Ми­тав­ской епар­хии на­счи­ты­ва­лось 210 при­хо­дов и ок. 273 тыс. при­хо­жан.

Во вре­мя Пер­вой ми­ро­вой вой­ны 1914–1918 и Гра­ж­дан­ской вой­ны 1917–22 цер­ков­ная жизнь на тер­ри­то­рии Лат­вии бы­ла на­ру­ше­на. Поч­ти все пра­во­слав­ные хра­мы бы­ли ра­зо­ре­ны или от­ня­ты у Церк­ви, боль­шин­ст­во свя­щен­но­слу­жи­те­лей по­гиб­ли или вы­ну­ж­де­ны бы­ли по­ки­нуть свои при­хо­ды. Лишь в февр. 1920 съезд пред­ста­ви­те­лей пра­во­слав­но­го ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян Латв. рес­пуб­ли­ки из­брал Си­нод Л. п. ц. и вы­ра­бо­тал врем. пра­ви­ла её управ­ле­ния. Риж­ским ар­хие­ре­ем был из­бран ар­хи­еп. Пен­зен­ский Ио­анн (Пом­мер) (1876–1934), ла­тыш по на­цио­наль­но­сти. В ию­не 1921 он был ут­вер­ждён в этой долж­но­сти (с ти­ту­лом «ар­хи­еп. Риж­ский и Лат­вий­ский») пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном. Од­но­вре­мен­но по хо­да­тай­ст­ву ар­хи­еп. Ио­ан­на был из­дан Пат­ри­ар­ший то­мос о да­ро­ва­нии Л. п. ц. са­мо­стоя­тель­но­сти «во всех хо­зяй­ст­вен­ных, цер­ков­но-ад­ми­ни­ст­ра­тив­ных, об­ра­зо­ва­тель­ных и цер­ков­но-го­су­дар­ст­вен­ных де­лах». В 1923 со­бор Л. п. ц. при­нял её ус­тав. Важ­ней­шей за­да­чей ар­хи­еп. Ио­ан­на бы­ло при­зна­ние Л. п. ц. со сто­ро­ны пра­ви­тель­ст­ва Латв. рес­пуб­ли­ки. В 1925 он из­бран де­пу­та­том Сей­ма (ос­та­вал­ся де­пу­та­том до 1931), в окт. 1926 до­бил­ся при­ня­тия за­ко­на о пра­во­вом ста­ту­се Л. п. ц. В за­ко­не при­зна­ва­лось пра­во Л. п. ц. сво­бод­но про­по­ве­до­вать пра­во­слав­ное ве­ро­уче­ние, са­ма Цер­ковь и её уч­ре­ж­де­ния по­лу­чи­ли ста­тус юри­дич. лиц, га­ран­ти­ро­ва­лись иму­ще­ст­вен­ные пра­ва Церк­ви, раз­ре­ша­лось соз­да­ние ду­хов­ных школ и т. д. В дек. 1926 вос­ста­нов­ле­на Риж­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия (в 1936 пре­об­ра­зо­ва­на в Пра­во­слав­ный бо­го­слов­ский ин-т). Воз­ро­ж­да­лись пра­во­слав­ные брат­ст­ва, цер­ков­ные шко­лы, рос­ло чис­ло хра­мов и при­хо­жан. Ар­хи­еп. Ио­анн от­стаи­вал так­же ин­те­ре­сы все­го рус­скоя­зыч­но­го на­се­ле­ния Лат­вии, вы­сту­пая за соз­да­ние рус. учеб­ных за­ве­де­ний и нар. биб­лио­тек. В ночь на 12.10.1934 он звер­ски убит не­из­вест­ны­ми ли­ца­ми на сво­ей за­го­род­ной да­че. Вско­ре был при­чис­лен к ли­ку свя­тых Рус. пра­во­слав­ной цер­ко­вью за гра­ни­цей и Серб. пра­во­слав­ной цер­ко­вью, в ию­ле 2001 Си­но­дом РПЦ вклю­чён в Со­бор но­во­му­че­ни­ков и ис­по­вед­ни­ков Рос­сий­ских 20 в., в сент. 2001 ка­но­ни­зи­ро­ван со­бо­ром Л. п. ц. [день па­мя­ти – 29 сент. (12 окт.)].

Пат­ри­ар­ший ме­сто­блю­сти­тель митр. Сер­гий (Стра­го­род­ский) по­ру­чил врем. управ­ле­ние Л. п. ц. митр. Ви­лен­ско­му и Ли­тов­ско­му Елев­фе­рию (Бо­го­яв­лен­ско­му). Од­на­ко в мае 1935 съезд ду­хо­вен­ст­ва и ми­рян Л. п. ц. от­ка­зал­ся при­нять это на­зна­че­ние и об­ра­тил­ся к пат­ри­ар­ху Кон­стан­ти­но­поль­ско­му Фо­тию II (1929–1935) с про­ше­ни­ем о при­ня­тии Л. п. ц. в юрис­дик­цию Кон­стан­ти­но­поль­ской пра­во­слав­ной церк­ви (удов­ле­тво­ре­но в февр. 1936). По­сле вхо­ж­де­ния Лат­вии в со­став СССР (1940) про­изош­ло вос­со­еди­не­ние епи­ско­па­та Л. п. ц. с рус. Цер­ко­вью, од­но­вре­мен­но бы­ло от­ме­не­но ре­ше­ние о пре­дос­тав­ле­нии ей ав­то­но­мии. Во вре­мя не­мец­ко-фа­ши­ст­ской ок­ку­па­ции в го­ды Ве­ли­кой Оте­че­ст­вен­ной вой­ны 1941–45 цер­ков­ная жизнь в Лат­вии бы­ла на­ру­ше­на, её вос­ста­нов­ле­ние на­ча­лось по­сле на­зна­че­ния в авг. 1947 митр. Риж­ским и Лат­вий­ским Ве­ниа­ми­на (Фед­чен­ко­ва). В 1990 Свя­щен­ный Си­нод РПЦ пре­до­ста­вил Риж­ской епар­хии ав­то­ном­ный ста­тус; 11.8.1992 Си­нод при­нял ре­ше­ние о вос­ста­нов­ле­нии на­зва­ния Л. п. ц. и её са­мо­стоя­тель­но­сти; 22.12.1992 пат­ри­арх Алек­сий II из­дал то­мос, ко­то­рым пре­до­с­та­вил Л. п. ц. са­мо­стоя­тель­ность в адм., хо­зяй­ст­вен­ных, об­ра­зо­ва­тель­ных во­про­сах, в от­но­ше­ни­ях с гос. вла­стью Латв. рес­пуб­ли­ки, со­хра­нив при этом Л. п. ц. в ка­но­нич. юрис­дик­ции Мо­с­ков­ско­го пат­ри­ар­ха­та. Вско­ре по­сле это­го Л. п. ц. за­ре­ги­ст­ри­ро­ва­на в Мин-ве юс­ти­ции Лат­вии как пра­во­пре­ем­ни­ца Л. п. ц., су­ще­ст­во­вав­шей до 1940. В 2008 Сейм Лат­вии при­нял за­кон, рег­ла­мен­ти­рую­щий дея­тель­ность Л. п. ц. и её от­но­ше­ния с го­су­дар­ст­вом.

На нач. 21 в. Л. п. ц. вклю­ча­ет Риж­скую епар­хию и Дау­гав­пилс­ское ви­ка­ри­ат­ст­во, дей­ст­ву­ют 6 бла­го­чин­ни­че­ских ок­ру­гов, 118 при­хо­дов и 3 мо­на­сты­ря (1 муж­ской, 2 жен­ских). В чис­ло учеб­ных за­ве­де­ний вхо­дят Риж­ская ду­хов­ная се­ми­на­рия (воз­ро­ж­де­на в 1993) и вос­крес­ные шко­лы. Из­да­ют­ся га­зе­ты «Ви­но­град­ная ло­за», «Пра­во­слав­ная жизнь», «Ни­ва ду­хов­ная».

Управ­ле­ние Л. п. ц. осу­ще­ст­в­ля­ют пред­стоя­тель – пра­вя­щий ар­хие­рей Риж­ской епар­хии [с 1990 митр. Риж­ский и всея Лат­вии Алек­сандр (Куд­ря­шов)] и Си­нод. Ка­фед­раль­ный го­род – Ри­га.

Лит.: Кам­пе П. Пра­во­слав­ная цер­ковь Св. Ни­ко­лая Чу­до­твор­ца в го­ро­де Ри­ге. Ри­га, 1939; Пра­во­сла­вие в Лат­вии: Ис­то­ри­че­ские очер­ки. Ри­га, 1993–2006. Вып. 1–5; Гав­ри­лин А. Очер­ки ис­то­рии Риж­ской епар­хии: XIX век. Ри­га, 1999; Фео­фан (По­жи­да­ев), игу­мен. Ар­хи­епи­скоп Ио­анн (Пом­мер). Ри­га, 2000.

Вернуться к началу