ЛАТВИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАТВИ́ЙСКАЯ ПРАВОСЛА́ВНАЯ ЦЕ́РКОВЬ, самоуправляемая церковь в составе Московского патриархата, объединяющая православные приходы и монастыри на территории Латвии.
Православие начало распространяться в Ливонии с 11–12 вв. в результате её включения в сферу влияния полоцких, псковских и новгородских князей. К нач. 13 в. его исповедовала значит. часть населения княжеств Талава, Ерсика и Кокнесе. В кон. 12 – 13 вв. после завоевания Ливонии рыцарями меченосцев ордена и епископами Рижскими (см. Рижское епископство) населявшие её балтские племена (латгалы, селы, земгалы, курши) были обращены в католицизм. В 13–17 вв. на территории совр. Латвии существовали немногочисленные православные приходы (в юрисдикции архиеп. Полоцкого), членами которых были жившие там рус. торговцы и ремесленники.
После завоевания Россией Лифляндии в ходе Северной войны 1700–21 и образования Лифляндской губернии на её территории начался рост числа православных храмов. В 1725 управление лифляндскими приходами было передано архиеп. Псковскому и Нарвскому (с 1764 Псковский и Рижский). В 1772 к России присоединена Латгале, православные приходы которой были включены в Псковскую и Рижскую, с 1795 – в Могилёвскую епархию. После вхождения в состав России Курляндии (1795) православные приходы последней находились в юрисдикции Псковской, Лифляндской и Курляндской (1799–1833) епархии, а затем Минской (1833–36) епархии. В 1836 образовано Рижское викариатство в составе Псковской и Лифляндской епархии, объединившее православные приходы Лифляндской и Курляндской губерний. Благодаря деятельности Филарета (Гумилевского), еп. Рижского (1841–48), число православных верующих значительно выросло (с 20 тыс. до 138 тыс. чел.). В 1850 Рижское викариатство преобразовано в самостоят. Рижскую и Митавскую епархию. В 1865 в её юрисдикцию переданы приходы Эстляндской губернии. В 1851 основана Рижская духовная семинария. На 1914 в Рижской и Митавской епархии насчитывалось 210 приходов и ок. 273 тыс. прихожан.
Во время Первой мировой войны 1914–1918 и Гражданской войны 1917–22 церковная жизнь на территории Латвии была нарушена. Почти все православные храмы были разорены или отняты у Церкви, большинство священнослужителей погибли или вынуждены были покинуть свои приходы. Лишь в февр. 1920 съезд представителей православного духовенства и мирян Латв. республики избрал Синод Л. п. ц. и выработал врем. правила её управления. Рижским архиереем был избран архиеп. Пензенский Иоанн (Поммер) (1876–1934), латыш по национальности. В июне 1921 он был утверждён в этой должности (с титулом «архиеп. Рижский и Латвийский») патриархом Тихоном. Одновременно по ходатайству архиеп. Иоанна был издан Патриарший томос о даровании Л. п. ц. самостоятельности «во всех хозяйственных, церковно-административных, образовательных и церковно-государственных делах». В 1923 собор Л. п. ц. принял её устав. Важнейшей задачей архиеп. Иоанна было признание Л. п. ц. со стороны правительства Латв. республики. В 1925 он избран депутатом Сейма (оставался депутатом до 1931), в окт. 1926 добился принятия закона о правовом статусе Л. п. ц. В законе признавалось право Л. п. ц. свободно проповедовать православное вероучение, сама Церковь и её учреждения получили статус юридич. лиц, гарантировались имущественные права Церкви, разрешалось создание духовных школ и т. д. В дек. 1926 восстановлена Рижская духовная семинария (в 1936 преобразована в Православный богословский ин-т). Возрождались православные братства, церковные школы, росло число храмов и прихожан. Архиеп. Иоанн отстаивал также интересы всего русскоязычного населения Латвии, выступая за создание рус. учебных заведений и нар. библиотек. В ночь на 12.10.1934 он зверски убит неизвестными лицами на своей загородной даче. Вскоре был причислен к лику святых Рус. православной церковью за границей и Серб. православной церковью, в июле 2001 Синодом РПЦ включён в Собор новомучеников и исповедников Российских 20 в., в сент. 2001 канонизирован собором Л. п. ц. [день памяти – 29 сент. (12 окт.)].
Патриарший местоблюститель митр. Сергий (Страгородский) поручил врем. управление Л. п. ц. митр. Виленскому и Литовскому Елевферию (Богоявленскому). Однако в мае 1935 съезд духовенства и мирян Л. п. ц. отказался принять это назначение и обратился к патриарху Константинопольскому Фотию II (1929–1935) с прошением о принятии Л. п. ц. в юрисдикцию Константинопольской православной церкви (удовлетворено в февр. 1936). После вхождения Латвии в состав СССР (1940) произошло воссоединение епископата Л. п. ц. с рус. Церковью, одновременно было отменено решение о предоставлении ей автономии. Во время немецко-фашистской оккупации в годы Великой Отечественной войны 1941–45 церковная жизнь в Латвии была нарушена, её восстановление началось после назначения в авг. 1947 митр. Рижским и Латвийским Вениамина (Федченкова). В 1990 Священный Синод РПЦ предоставил Рижской епархии автономный статус; 11.8.1992 Синод принял решение о восстановлении названия Л. п. ц. и её самостоятельности; 22.12.1992 патриарх Алексий II издал томос, которым предоставил Л. п. ц. самостоятельность в адм., хозяйственных, образовательных вопросах, в отношениях с гос. властью Латв. республики, сохранив при этом Л. п. ц. в канонич. юрисдикции Московского патриархата. Вскоре после этого Л. п. ц. зарегистрирована в Мин-ве юстиции Латвии как правопреемница Л. п. ц., существовавшей до 1940. В 2008 Сейм Латвии принял закон, регламентирующий деятельность Л. п. ц. и её отношения с государством.
На нач. 21 в. Л. п. ц. включает Рижскую епархию и Даугавпилсское викариатство, действуют 6 благочиннических округов, 118 приходов и 3 монастыря (1 мужской, 2 женских). В число учебных заведений входят Рижская духовная семинария (возрождена в 1993) и воскресные школы. Издаются газеты «Виноградная лоза», «Православная жизнь», «Нива духовная».
Управление Л. п. ц. осуществляют предстоятель – правящий архиерей Рижской епархии [с 1990 митр. Рижский и всея Латвии Александр (Кудряшов)] и Синод. Кафедральный город – Рига.