ЛИФЛЯ́НДСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ
-
Рубрика: Отечественная история
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИФЛЯ́НДСКАЯ ГУБЕ́РНИЯ, адм.-терр. единица на западе России и Рос. империи. Центр – г. Рига. Образована как Рижская губ. указом царя Петра I от 28.7(8.8).1713. В её состав вошли территория Лифляндии, завоёванная в ходе Северной войны 1700–21, а также часть упразднённой Смоленской губернии. Делилась на 9 уездов: Бельский, Венденский, Вяземский, Дорогобужский, Перновский, Рижский, Рославльский, Смоленский, Эзельский. По сенатскому указу от 29.5(9.6).1719 разделена на две провинции: Рижскую и Смоленскую. В 1722 к Рижской губ. присоединён г. Дерпт (ныне Тарту), который имел особое управление, с уездом. В 1726 Смоленская пров. выделена из состава Рижской губ. в самостоят. губернию.
Указом имп. Екатерины II от 3(14).7.1783 Рижская губ. преобразована в Рижское наместничество. Делилось на 9 уездов: Валкский, Венденский, Вольмарский, Дерптский (с 1893 Юрьевский), Кирумпекойкульский (с 1784 Верроский), Перновский, Рижский, Феллинский, Эзельский (с 1784 Аренсбургский). Указом имп. Павла I от 12(23).12.1796 Рижское наместничество переименовано в Л. г. Пл. св. 48,5 тыс. км2; нас. св. 1,3 млн. чел. (1897; ок. 45% – латыши, ок. 40% – эстонцы, 8% – немцы, 5% – русские, а также евреи и поляки).
Л. г. была одной из наиболее развитых в экономич. отношении губерний Прибалтики. В результате крестьянской реформы в Остзейском крае 1804–19 в Л. г. отменено крепостное право, крестьяне получили личную свободу, однако вся земля осталась у нем. помещиков (к нач. 20 в. в их руках находилось св. 51% земли). Законами 1849 и 1860 крестьянам разрешалось покупать земли в личную собственность, однако к нач. 20 в. до 80% сельских жителей составляли безземельные. Осн. с.-х. культуры: рожь, пшеница, овёс, ячмень, гречиха, горох, чечевица, бобы, картофель. Повсеместно были развиты садоводство (фрукты из Л. г. поступали в С.-Петербург, а также в Вел. кн-во Финляндское) и животноводство; мор. и речное рыболовство. Формировалась прослойка зажиточных крестьян, являвшихся (наряду с помещиками) гл. поставщиками товарной с.-х. продукции. Значит. распространение получили отхожие промыслы и батрачество, были развиты кустарные промыслы, в т. ч. гончарный, плетение сетей и др.
Во 2-й пол. 19 в. в Л. г. (гл. обр. в Риге) начала активно развиваться пром-сть: в 1900 действовали 1215 предприятий (2/3 находилось в Риге, в т. ч. Рижская фабрика Т-ва М. С. Кузнецова, Рижский вагоностроит. завод Об-ва «Феникс»), в осн. обрабатывающие. Рига стала важнейшим портом Прибалтики.
В кон. 19 – нач. 20 вв. Л. г. обладала одной из наиболее развитых сетей железных дорог среди губерний Рос. империи, по её территории прошли линии: Рига – Динабург (1861), Торенсберг (предместье Риги) – Митава (1868), Рига – Мюльграбен (1872), Рига – Больдераа (1873), Тапс – Дерпт (1876), Рига – Валк (1889), Валк – Дерпт (1889), Валк – Пернов с веткой на Феллин (1897), Феллин – Ревель (1901), Валк – Мариенбург – Штокмансгоф (1903), Смильтен – Гайнаш (1912).
Во время 1-й мировой войны (к кон. 1915) Л. г. оказалась в прифронтовой зоне, на её территории дислоцировалась 12-я армия Сев. фронта. В 1915–17 в Л. г. размещались беженцы из Курляндской губ. В 1915 проведена массовая эвакуация пром-сти в вост. районы Рос. империи (только из Риги эвакуировано ок. 920 предприятий и 75 тыс. рабочих).
После Февр. революции 1917 Врем. правительство 12(25).4.1917 декларировало автономию Эстонии и определило её границы, в частности к ней отошла значит. часть Л. г. (Аренсбургский, Валкский, Верроский, Перновский, Феллинский, Юрьевский уезды). Оставшиеся уезды Л. г. (Рижский, Венденский и Вольмарский) позднее вошли в состав Латв. республики. Окончательно эти изменения закреплены Юрьевским договором 1920 и Рижским мирным договором 1920.