ПЕРФЕКЦИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПЕРФЕКЦИОНИ́ЗМ (от лат. perfectio – совершенство) в христианстве, представление о возможности достижения человеком совершенства в земной жизни, предполагающее необходимость соблюдения строгих этич. и религ. предписаний.
Иисус Христос в Нагорной проповеди говорил о необходимости стремления к совершенству («…будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» – Мф. 5:48), однако в Новом Завете не сказано, в какой степени такое совершенство достижимо для людей. В истории христианства существовали разл. движения, в рамках которых высказывались идеи о возможности достижения человеком совершенства и предлагались разл. пути для этого. Так, сторонники движения эбионитов (1–2 вв.) выступали за строжайшее соблюдение иудейского ритуального закона, в христианском монашестве (с сер. 3 в.) предлагаются более строгие нормы аскетизма, нежели в миру, убеждение в достижимости нравственного совершенства присутствовало в движениях новациан, донатистов (см. Донатизм), катаров и др.
В эпоху Реформации, когда последователи протестантизма приняли учение о спасении только верой, дискуссии о христианском совершенстве получили новый импульс. Лютеранская ортодоксия 17 в. отвергала П., считая, что освобождение от греха возможно исключительно посредством веры, благодаря которой на человека нисходит Божия благодать. Человек может только содействовать благодати и бороться с грехом, следуя «внешней» праведности, напр. совершая добрые дела, однако полное освобождение от греха в земной жизни невозможно. В учении нем. теолога К. Хобурга (1607–75), а затем пиетистов (см. Пиетизм) при сохранении положения о спасении исключительно верой наблюдается отказ от пессимистич. представления о тотальной греховности человека. Опираясь на положения из посланий апостолов о необходимости «обновления ума» для познания воли Божией (Рим. 12:2) и об удалении «от господствующего в мире растления похотью» (2 Пет. 1:4), пиетисты выступали за оживление религ. жизни через развитие внутреннего мира верующих и аскезы, говорили о потребности для верующих личного переживания Бога. Наиболее последовательную форму П. принял в учении основателя методизма Дж. Уэсли (1703–91; см. Методисты), который верил в возможность человека полностью освободиться от греха и достичь уверенности в личном спасении в земной жизни, делая особый акцент на совершении добрых дел, которые должны следовать за оправданием верой в качестве его свидетельства. По мысли Уэсли, добрые дела и активное участие христианина в обществ. жизни являются проявлением его любви, благодаря которой он может стать совершенным, однако это совершенство требует постоянного подтверждения в течение всей жизни. В 19–20 вв. методистский взгляд на П. получил развитие в теологии Движения святости в США и отчасти у пятидесятников.
Единого взгляда на П. не существует. Общим принципом для разл. направлений П. является ориентированность верующих на активную социальную работу.