Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПЕЙОТИ́ЗМ

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 523

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. Б. Борисов
Пейотистский культ у чейеннов (Оклахома). Индеец играет на водяном барабане. Фото Э. Кёртиса (1920-е гг.). Библиотека Конгресса США (Вашингтон).

ПЕЙОТИ́ЗМ, у ин­дей­цев Сев. Аме­ри­ки куль­ты, ос­но­ван­ные на упот­реб­ле­нии гал­лю­ци­но­ге­на из как­ту­са ло­фо­фо­ра Уиль­ям­са ро­да ло­фо­фо­ра (ас­тек­ское пей­отль), рас­про­стра­нён­но­го в до­ли­не р. Рио-Гран­де и на се­ве­ре Мек­си­ки. Пей­отль ис­поль­зо­вал­ся в об­ря­дах ин­дей­цев Сев. Мек­си­ки и юга США с ар­ха­ич. пе­рио­да. Во 2-й пол. 19 в. его за­им­ст­во­ва­ли у апа­чи-ли­пан ин­дей­цы Ве­ли­ких рав­нин. С кон. 1880-х гг. П. по­лу­чил ши­ро­кое рас­про­стра­не­ние сре­ди пле­мён, пе­ре­се­лён­ных на т. н. Ин­дей­скую тер­ри­то­рию (ны­не штат Ок­ла­хо­ма), где он офор­мил­ся в син­кре­тич. па­нин­дей­скую ре­ли­гию, в зна­чит. сте­пе­ни вы­тес­нив преж­ние об­ря­до­вые прак­ти­ки об­ре­те­ния кон­так­та со сверхъ­ес­теств. ми­ром – по­иск ви­де­ний пу­тём по­ста и мо­лит­вы, Пля­ску Солн­ца и др.; ли­де­ры П. сре­ди ко­ман­чей (Ква­на Пар­кер) и кай­о­ва (Апиа­тон) убе­ди­ли сво­их по­сле­до­ва­те­лей не при­ни­мать уча­стие в Пля­ске Ду­ха. В 1914 П. при­нял назв. «Пер­во­ро­ж­дён­ная цер­ковь Хри­ста», с 1918 – «Ту­зем­ная аме­ри­кан­ская цер­ковь» (Native American Church). С 1958 стал рас­про­стра­нять­ся сре­ди ин­дей­цев Ка­на­ды. Со­глас­но Фе­де­раль­но­му за­ко­ну США о сво­бод­ном ис­по­ве­да­нии ин­дей­ских куль­тов 1978, при­вер­жен­цам Ту­зем­ной амер. церк­ви бы­ло пре­дос­тав­ле­но ис­клю­чит. пра­во при­ме­нять пей­отль в це­ре­мо­ни­аль­ных це­лях.

В ос­но­ве совр. П. ле­жит ве­ра в еди­но­го Бо­га (час­то на­зы­вае­мо­го Мес­ка­ли­то) и в воз­мож­ность об­ще­ния со сверхъ­ес­теств. ми­ром с по­мо­щью пей­от­ля; по­сле­до­ва­те­ли П. по­чи­та­ют Ии­су­са Хри­ста (как ин­дей­ско­го куль­тур­но­го ге­роя), Трои­цу в др. Об­ряд (meeting) обыч­но про­во­дит­ся в ночь с суб­бо­ты на вос­кре­се­нье (а так­же по хри­сти­ан­ским и гражд. празд­ни­кам и в др. слу­ча­ях), ча­ще в осо­бой па­лат­ке-ти­пи. Уча­ст­ни­ки си­дят во­круг ал­та­ря (пре­им. в фор­ме по­лу­ме­ся­ца); служ­бу воз­глав­ля­ет «сле­дую­щий по тро­пе пей­от­ля» (Roadman). Об­ряд вклю­ча­ет по­треб­ле­ние (же­ва­ние) оп­ре­де­лён­но­го чис­ла мо­ло­дых от­поч­ко­ва­ний пей­от­ля, ис­пол­не­ние (гл. обр. ин­ди­ви­ду­аль­ное) по оче­ре­ди мо­литв (peyote song) под ак­ком­па­не­мент во­дя­но­го ба­ра­ба­на и по­гре­му­шек из ты­к­вы, ис­поль­зо­ва­ние осо­бо­го опа­ха­ла из перь­ев; в кон­це и на­ча­ле це­ре­мо­нии со­вер­ша­ют омо­ве­ние и пьют во­ду, за­вер­ша­ет­ся ри­ту­ал об­щей тра­пе­зой (ку­ку­ру­за, фрук­ты, очи­щен­ное от кос­тей мя­со). Во вре­мя служ­бы мо­гут чи­тать Биб­лию, мо­лить­ся о вы­здо­ров­ле­нии, бла­го­да­рить за ро­ж­де­ние ре­бён­ка и т. д.

Лит.: Stewart O. The Peyote religion: a history. Norman, 1987.

Вернуться к началу