Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАНИСЛАМИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 220

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Ю. Рощин, В. В. Хутарев-Гарнишевский

ПАНИСЛАМИ́ЗМ, по­ня­тие ев­роп. про­ис­хо­ж­де­ния, ко­то­рое в по­след­ней четв. 19–20 вв. оз­на­чало разл. дви­же­ния за объ­еди­не­ние му­суль­ман вне за­ви­си­мо­сти от их со­ци­аль­ной и нац. при­над­леж­но­сти во все­мир­ном ха­ли­фа­те с це­лью от­стаи­вать по­ли­тич. не­за­ви­си­мость ис­лам­ско­го ми­ра пе­ред ко­ло­ни­аль­ной экс­пан­си­ей ев­роп. го­су­дарств. В П. вклю­ча­ли та­кие те­че­ния ис­лам­ской ре­лиг.-по­ли­тич. мыс­ли, как офиц. идео­ло­гия Аб­дул-Ха­ми­да II и мла­до­ту­рок, при­зы­вав­ших му­суль­ман спло­тить­ся под вла­стью ос­ман­ско­го сул­та­на; идеи Джа­маль ад-Ди­на аль-Аф­га­ни о со­ци­аль­ном рав­но­пра­вии му­суль­ман и соз­да­нии в про­ти­во­вес ев­роп. ко­ло­ни­за­то­рам кон­фе­де­ра­ции му­сульм. го­су­дарств во гла­ве с ха­ли­фом (см. так­же Ха­ли­фат); ве­де­ние джи­ха­да про­тив ко­ло­ни­аль­ных за­вое­ва­те­лей. В 1918–22 ха­ли­фа­ти­ст­ское дви­же­ние дей­ст­во­ва­ло сре­ди му­суль­ман Брит. Ин­дии. По­сле уп­разд­не­ния ха­ли­фа­та в Тур­ции (1924) пан­ис­лам­ской на­прав­лен­но­стью от­ли­ча­лась дея­тель­ность Все­мир­но­го ис­лам­ско­го кон­грес­са и Брать­ев-му­суль­ман.

Вла­сти цар­ской и ран­ней Сов. Рос­сии об­ви­ня­ли в П. сим­па­ти­зи­ро­вав­ше­го Тур­ции Ис­ма­ил-бея Гас­прин­ско­го и др. джа­ди­дов (см. Джа­ди­дизм), а так­же рос. му­сульм. пар­тии 1-й четв. 20 в. (Ит­тифак аль-мус­ли­мин, Джа­ми­ат-ул-ис­ла­мие, Шу­ра-и ис­ла­ми и др.). В дей­ст­ви­тель­но­сти эти дви­же­ния раз­де­ля­ли лишь отд. по­ло­же­ния П., ка­саю­щие­ся раз­ви­тия куль­тур­ных свя­зей ме­ж­ду му­суль­ма­на­ми на ос­но­ве их кон­фес­сио­наль­ной общ­но­сти (ум­ма), но не при­зы­ва­ли к соз­да­нию все­мир­но­го ха­ли­фа­та. По­сле 1917 боль­шин­ст­во из них эво­лю­цио­ни­ро­ва­ли в сто­ро­ну нац. дви­же­ний.

Идеи П. по­слу­жи­ли ос­но­вой по­сле­ко­ло­ни­аль­ных дви­же­ний му­сульм. со­ли­дар­но­сти 20 в. (Ли­ги ис­лам­ско­го ми­ра, Ор­га­ни­за­ции ис­лам­ско­го со­труд­ни­че­ст­ва и др.).

Лит.: Смир­нов Н. А. Со­вре­мен­ный ис­лам. 2-е изд. М., 1930; Гор­дон-По­лон­ская Л. Р. Му­суль­ман­ские те­че­ния в об­ще­ст­вен­ной мыс­ли Ин­дии и Па­ки­ста­на. М., 1963; Сте­па­нянц М. Т. Му­суль­ман­ские кон­цеп­ции в фи­ло­со­фии и по­ли­ти­ке (XIX–XX вв.). М., 1982; Landau J. M. The politics of Pan-Islam: ideo­logy and organization. Oxf., 1990.

Вернуться к началу