ПАНВАВИЛОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАНВАВИЛОНИ́ЗМ, направление преимущественно в рамках ассириологии и религиоведения в кон. 19 в. – нач. 1920-х гг., придававшее исключит. значение вавилонской (шире – месопотамской) культуре. Согласно разл. представителям П., сфера влияния вавилонской культуры варьировалась от «прямого заимствования» из вавилонской (месопотамской) мифологии Ветхого Завета и иудаизма в целом до выведения из Вавилонии всех мировых культур – не только народов Средиземноморья, но и Китая, Индии и Юж. Америки. Важнейшие панвавилонисты – нем. востоковеды Г. Винклер, П. Йенсен (1861–1936), Ф. Делич (1850–1922), А. Йеремиас (1864–1935) и др.
Приверженцы П. опирались на ряд параллелей между месопотамскими источниками и Библией: картины Сотворения мира и устройства Земли и космоса [в эпосе «Энума элиш» (букв. – «Когда наверху...») и др. месопотамских текстах и в кн. Бытие]; сюжеты, связанные с проблемой смерти и бессмертия человека [в Месопотамии – Гильгамеш, у которого змея похищает с трудом найденное растение («цветок»), возвращающее молодость; в Библии – Адам и Ева, отведавшие по наущению змея запретный плод с древа познания добра и зла и изгнанные из рая, чтобы они не вкусили плод от древа жизни]; утрата человеком первоначального состояния (в Месопотамии – Энкиду, соблазнённый блудницей Шамхат, теряет связь с природой и приобщается к цивилизации; в Библии – Адам и Ева, вкусившие запретный плод, испытывают стыд из-за наготы и начинают пользоваться одеждами); история Всемирного потопа – гл. параллель между этими традициями [во время насылаемого на мир потопа один праведник (шумерский Зиусудра или аккадский Утнапиштим, библейский Ной) получает предупреждение, строит огромное судно и спасается со своей семьёй, чтобы продолжить людской род; см. Ноев ковчег].
Важный элемент П. также идея о повсеместной диффузии вавилонской системы мер и др. элементов вавилонской культуры. Большую роль в продвижении П. сыграло представление о т. н. астральных мифах, в которых была закодирована вся месопотамская религия (см. Астральные культы, Шумеро-аккадская религия и мифология) и которые якобы легли в основу религий Старого и Нового Света.
Несостоятельность П. убедительно продемонстрирована в нач. 1910-х гг. рядом востоковедов. В частности, разносторонний нем. учёный-иезуит Ф. К. Куглер (1862–1929), обстоятельно изучивший открытые к нач. 20 в. астрономич. и астрологич. клинописные тексты (см. Клинопись), показал, что месопотамские астрономич. представления имеют достаточно позднее происхождение и не могли лечь в основу астрономич. знаний др. народов. К 1930-м гг. П. превратился в своего рода историч. курьёз.
Несмотря на определённую одиозность П. (навязывание неверных представлений, прогерманская ангажированность, антисемитские и антихристианские идеи и т. п.), в целом его приверженцы были учёными высокого уровня, сделавшими немало ценных открытий. Вывод о значит. влиянии шумеро-аккадской культуры на мировую культуру, абсолютизировавшийся и идеологизировавшийся в П., сам по себе является верным.