НИМАТУЛЛА́Х ВАЛИ́
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НИМАТУЛЛА́Х ВАЛИ́ Шах (наст. имя Нур ад-Дин ибн Абдаллах Кермани) (между 1329 и 1331, Халеб, Сирия – 1430/31, с. Махан на юго-востоке Ирана), перс. мистик, поэт, основатель названного его именем суфийского братства Ниматуллахийя. Его отец происходил от пророка Мухаммеда через 6-го шиитского имама Исмаила, но был, как и его сын, суннитом. В суфизм Н. В. был посвящён Абдаллахом аль-Яфии из Йемена, к кружку которого присоединился в Мекке в 1354. После смерти наставника в 1367 Н. В. много путешествовал. Жил среди странствующих дервишей на горе Мукаттам в Египте. Посетил в Ардебиле шейха Сафи ад-Дина Исхака, основателя суфийского братства Сафавийя. Проповедовал суфизм тюркоязычным кочевникам в Ср. Азии, соединяя идеи рационалистич. школы Джунайда с доктриной «опьянения любовью к Богу» Бистами. Однако его учение вызвало неприязнь эмира Тимура, и Н. В. удалился сначала в Тус и Герат, а затем в пров. Керман, где провёл бóльшую часть жизни. Могила Н. В. в г. Махан служит объектом паломничества его последователей.
Сын и преемник Н. В. – Шах Халилаллах распространял его учение на юге Ирана и в Герате. Ниматуллахийя возникло как суннитское братство, но не позднее 17 в. стало шиитским. Руководители братства поддержали борьбу Сефевидов за власть и пользовались поддержкой династии, но гонения на суфиев при Аббасе I вынудили последователей Н. В. бежать в Индию. В 18 в. они вернулись в Иран, где в 19 в. Ниматуллахийя стала влиятельным суфийским братством, популярным среди феод. аристократии. В братстве приняты тихий зикр и радения (сама) в сопровождении муз. инструментов, но без пения и танцев. Н. В. считал, что суфий не должен отличаться одеждой от др. мусульман, но впоследствии отличит. чертой братства стали плащ с длинными рукавами, войлочная накидка и войлочный высокий колпак из 5 (позднее 12) клиньев.
Н. В. приписывают 544 трактата на араб. и перс. языках. Из них сохранились поэтич. диван (151 газель) и ок. 110 малых произведений по коранич. экзегетике и комментарии к соч. Ибн аль-Араби, Фахр ад-Дина Ираки и ранних суфиев. В диване заметно влияние идей Аттара и Джалал ад-Дина Руми.