ПА́ВЕЛ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПА́ВЕЛ (мирское имя неизвестно) [г. рождения неизв., с. Колычево, ныне Лысковского р-на Нижегородской обл. – 3(13).4.1656, вероятно, Хутынский мон.], епископ Коломенский и Каширский, деятель раннего старообрядчества. Родился в семье священника. Пострижен в монахи в Свято-Троицком Макариевом Желтоводском мон., там же рукоположен в священники, исполнял должность казначея (с 1636). Входил в сформировавшийся в Москве т. н. кружок боголюбцев (Кружок ревнителей благочестия), среди которых были царский духовник протопоп Стефан Вонифантьев, Аввакум, костромской протопоп Даниил и др. П. являлся поборником единогласного богослужения и наречного пения. С 1651 игумен Пафнутьева Боровского мон. После смерти патриарха Иосифа (1652) был в числе 12 кандидатов на патриарший престол; 25.7(4.8).1652 участвовал в интронизации патриарха Никона.
17(27).10.1652 рукоположен патриархом Никоном в епископы с назначением на Коломенскую и Каширскую кафедру. Как и все «боголюбцы», П. не одобрил разосланную по епархиям в начале Великого поста 1653, положившую начало реформам в Рус. церкви «Память» патриарха Никона о замене части земных поклонов на великопостной молитве прп. Ефрема Сирина поясными и о троеперстном крестном знамении вместо двуперстного. На соборе 1654 П., сославшись на церковное предание и тексты древних уставов, высказал несогласие с этими реформами и настоял на том, чтобы в деяние собора было записано его «особое» мнение. За этот публичный протест патриарх Никон, вероятно, в июне 1654, вопреки нормам церковного права, единолично изверг П. из епископского сана (что составило одну из вин патриарха при осуждении его собором в 1666). В авг. 1654 П. был сослан в Палеостровский Рождественский мон. на Онежское оз., в февр. – марте 1656 переведён под более строгий надзор в новгородский Хутынский монастырь, где принял подвиг юродства. Был единственным архиереем, открыто выступившим против церковной реформы и не прекращавшим своей проповеди. Кончина П., точные обстоятельства которой не ясны (он был уморён голодом или сожжён), последовала, согласно общепринятому старообрядч. преданию, в Великий четверг. Почитается старообрядцами святым в лике священномученика.