КОРНИ́ЛИЙ ВЫ́ГОВСКИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОРНИ́ЛИЙ ВЫ́ГОВСКИЙ (в миру Конон) [ок. 1570, Тотемский у. – 30.3(9.4).1695, Выговское общежительство], деятель старообрядчества, один из основателей Выго-Лексинского общежительства.
Из крестьянской семьи. В юности, почувствовав тягу к монашеству, отправился в Ветлужские леса к аскету Капитону, однако тот не принял К. В., ссылаясь на его юность, и направил его в Корнилиев Комельский мон., где К. В. провёл 24 года, принял постриг (ок. 1588) и стал пономарём. Странствовал по монастырям. В 1619–20 был келейником прибывшего в Москву патриарха Иерусалимского Феофана. Работал пекарем сначала у патриарха Московского Иоасафа I, а затем в Новгороде, у митр. Аффония (1635–49). В нач. 1650-х гг. при патриархе Иосифе К. В. наблюдал за совершившими проступки священнослужителями, находящимися в Архангельском соборе. В 1652, после возведения на патриарший престол Никона, к которому, предвидя церковную «смуту», К. В. ещё в Новгороде отказывался идти под благословение, покинул Москву и вместе с игуменом Никольского Беседного мон. Досифеем бежал на Дон, где провёл 3 года. Позднее 12 лет укрывался в Нило-Столобенском мон., а затем скитался по Северу. Три года жил в келье близ р. Водла, три с половиной года – на Кяткозере (Пудожская вол.), из них два года с Епифанием, будущим сподвижником протопопа Аввакума. Позднее К. В. состоял в переписке с заключёнными в Пустозерске Аввакумом, Епифанием и диаконом Феодором. Преследования властей заставляли К. В. постоянно менять место жительства. Вокруг него собирались многочисл. последователи. В его последнем поселении на р. Выг было ок. 100 чел. братии. В окт. 1694 К. В. благословил там начало общего жития и введение монастырского устава. Келья на берегу р. Выг, где К. В. жил вместе с иноком Виталием, почиталась выговцами на протяжении всего 18 в. Над могилами старцев была возведена часовня, в которой ежегодно служились панихиды. Изображение К. В. и Виталия на фоне скита выговцы помещали также на рисованных настенных листах. В 1720-е гг. инок Пахомий, быв. келейник и ученик К. В., составил его житие, которое в 1731 было переработано в традициях выговской лит. школы Трифоном Петровым (1670–1766). К. В. почитался старообрядцами как местночтимый святой [память 30 марта (12 апреля)], на день его памяти составлена особая служба.