ЕПИФА́НИЙ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕПИФА́НИЙ [сер. 1610-х гг. – 14(24).4.1682, Пустозерск], деятель старообрядчества, др.-рус. духовный писатель, инок.
Родился в крестьянской семье. После смерти родителей (1638) переселился, видимо, в Москву. В 1645 ушёл в Соловецкий мон., где принял постриг (1652). Отказался от поставления в иереи; занимался изготовлением крестов и предметов монастырского обихода из дерева. Не приняв богослужебной реформы патриарха Никона, покинул Соловки (1657) и обосновался на Виданском острове у поморского пустынника Кирилла (основателя Сунарецкого Троицкого мон.). Сблизился с жителями дер. Кодостровской и с. Кондопожского, где на стенах в церквах нарисовал старообрядч. «трисоставные» кресты, сделал надписи, объясняющие символич. значение двоеперстия. В 1658 построил собственную келью, где жил, «питаясь от рукоделия» и ловли рыбы. В 1664 ушёл к иноку Корнилию в Пудожскую вол. (на р. Водла) и жил в каменной пещере. С Водлы оба инока направились на Кяткозеро и жили там более двух лет «в скудости всяцей». В это время Е. утвердился в мысли написать «нужнейшие словеса о вере», показать ошибочность нововведений и обличить поборников богослужебной реформы. Данное сочинение (по всей видимости, значительного объёма, т. к. источники упоминают о «книге») до нас не дошло. В кон. 1666 (или в нач. 1667), взяв с собой свой труд в двух списках (один был изготовлен специально для подачи царю), Е. отправился в Москву «спасать царя от антихриста». По преданию, он стал публично читать свою книгу в Кремле на Соборной пл., а царю Алексею Михайловичу подал др. экземпляр. Е. был арестован и заключён в темницу. В июле 1667 предстал перед церковным судом, по решению которого его вместе с протопопом Аввакумом перевезли в Николо-Угрешский мон. для «увещевания». Инок Е. не покаялся и на Болотной пл. подвергся казни – урезанию языка. В дек. 1667 Е. – в ссылке в Пустозерске. 2 года спустя после бесплодных уговоров отречься от старой веры подвергся вторичному урезанию языка и отсечению пальцев правой руки. Вместе с др. пустозерскими узниками заключён в «земляную тюрьму». После 15 лет заточения вместе с «соузниками» Аввакумом, Лазарем и Фёдором был сожжён.
В 1660-е гг. Е. составил небольшую автобиографич. записку о своей деятельности до прихода в Москву, которая позднее легла в основу первой редакции Жития Е. (1667–71). Вторая редакция Жития создана Е. в 1676 «по повелению» протопопа Аввакума, который настоял, чтобы духовный учитель рассказал о себе всем «чтущим и послушающим». Автобиографич. Житие Е. – важный историч. источник, отразивший духовное состояние рус. общества в начале церковного раскола, а также обстановку в Соловецком мон. накануне восстания 1668–76. Е. сосредоточил внимание на изображении духовного мира рус. инока, передал его настроения, сомнения, идейные искания. На рубеже 17–18 вв. старообрядцами был создан мартирий «Сказание о кончине блаженного Епифания», в 1731–40 выговский писатель Иван Филиппов составил Житие Е. Используя автобиографич. Житие Е., М. А. Волошин написал поэму о соловецком иноке (1929).