ВИФЛЕЕ́М
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ВИФЛЕЕ́М (совр. араб. – Бейт-Лахм) (церковнослав.; евр. בית לחם – бет-лехем, букв. – дом хлеба; араб. – бейт-лахм, букв. – дом мяса), город на территории Палестинской автономии, к юго-юго-западу от Иерусалима. Нас. 29,9 тыс. чел. (2006). Примыкает непосредственно к муниципальной границе Иерусалима. Экономика города основывается на туризме, торговле и земледелии. В кн. Бытие нередко встречается под назв. Ефрафа. Упоминается также как Эфрат, Эфрата, Бет-Лехем Иегуда.
В окрестностях В. были открыты цистерны и фрагменты керамики, относящиеся предположительно к бронзовому веку. Раннее упоминание В. в Библии (Быт. 35:16–19) связано с именем Рахили, которая умерла и была похоронена неподалёку от древней Ефрафы (гробница находится на сев. окраине совр. В. и является местом паломничества для евреев). В. являлся одним из центров владений рода Ефрафы (1 Цар. 17:12). В В. родился, был избран и помазан на царство пророком Самуилом царь Давид (1 Цар. 16:1–13; 17:12; 20:6; 2 Цар. 23:14–16). Об укреплениях В., согласно Библии, известно со времён царя Давида (2 Цар. 23:15; 1 Пар. 11:17–18). При царе Ровоаме В. стал важным сев.-вост. форпостом всей оборонительной системы центр. Иудеи (2 Пар. 11:6). После возвращения евреев из вавилонского плена город был восстановлен и вновь заселён, однако первоначально в него вернулись только 123 чел. После 135 н. э. (см. Бар-Кохба) В. был занят рим. гарнизоном.
Согласно традиции, начало которой положено Оригеном и Иеронимом Блаженным, В., город царя Давида (ср.: Мф. 2:1–18; Лк. 2:1–20), является местом рождения Иисуса Христа. Наиболее значимым объектом христианской истории В. является Пещера Рождества – место пришествия в мир Иисуса Христа, над которой расположена ц. Рождества Христова (см. Рождества храм). Совр. вид Пещеры Рождества окончательно сложился в 12 в. Церковь Рождества Христова – единственный христианский храм Палестины, богослужения в котором непрерывно продолжаются с ранневизантийской эпохи. По преданию, построен имп. Константином Великим и его матерью имп. Еленой (освящена в мае 339). В 529 во время восстания в Самарии церковь была полностью разрушена; позднее восстановлена имп. Юстинианом I по просьбе прп. Саввы Освященного. В 19 в., по приказу тур. властей, пространство церкви разделили на неск. частей, чтобы богослужения могли проводить представители разл. христианских конфессий.
В 1880-х гг., на средства и по поручению гр. М. В. Орловой-Давыдовой, архим. Антонин (Капустин) приобрёл участок земли в В., переданный после 1894 Имп. православному палестинскому об-ву. В 1900 обществом была открыта начальная школа для араб. православных детей (просуществовала до нач. 1-й мировой войны 1914–18). В 1950-х гг. земельный участок был продан Православному благотворит. об-ву при православной общине В. В июне 1997 Палестинской нац. администрацией было принято решение о возвращении земельного участка Рус. православной церкви.
До арабо-израильской войны (1948–1949) в В. превалировало христианское население, однако после её окончания появилось много араб. беженцев. Уже в 1967 христиане составляли менее половины жителей В. После подписания Израилем и Орг-цией освобождения Палестины т. н. Норвежских соглашений (1993) город с прилегающими к нему населёнными пунктами вошёл в состав Палестинской автономии, число христиан в нём существенно уменьшилось.
В окрестностях В. находятся др. важные памятники палестинской и христианской истории: дворец-крепость царя Ирода, остатки акведука периода Второго Храма (в самом В.), Рамат-Рахель (Холм Рахили, упоминаемый во 2 в. н. э. рим. историком Юстином как место рождения Иисуса Христа), Бейт-Сахур (Поле Пастырей; открыты остатки храмов 4–7 вв.).